Хочу выставить на обозрение еще одну присущую многим черту – злобное осуждение. Оно преследует нас везде и всюду, иногда достаточно поймать недобрый взгляд, чтобы понять – осудили, не соответствуешь ты неким понятиям данного индивидуума, хотя и увидел его в первый и последний раз. Неистребимая привычка, которая становится свойством натуры и уже не замечается самим «судьей», порой сводит на нет общее положительное впечатление о человеке. И далее не поможет ничто – ни эрудиция, ни юмор и ирония, все становится ясно – человек ориентирован только на себя и свое высокое мнение.
Психологи говорят, что так ведут себя люди, которых часто стыдили в детстве. «Обожаю» психологов, их оправдательные статьи в последнее время навели меня на мысль, что это похоже на раздачу индульгенций: не долюбили тебя – имеешь право, не оценили – имеешь право и так до бесконечности. Как бы то ни было, зрелые люди, как мне кажется, вполне могут отдавать себе отчет о том, как они выглядят в своем злобном осуждении.
Я не буду здесь приводить слова Евангелия, в богословии не сильна, большинство помнит их. Высказывая осуждение, человек и не подозревает, насколько уязвимым становится в этот момент. Те, кто не подвержен этой привычке, моментально понимают, что перед ними человек, страдающий от своей неполноценности, ненужности, завидующий чужой свободе, успехам. Ведь осуждая кого-то, человек таким образом как-бы низводит судимого на ступень ниже себя, испытывая при этом внутреннее удовлетворение, он показывает, что он лучше осуждаемого, выше его по моральным принципам, умнее, интересней, etc.
Когда я в первый раз ехала в лондонском метро, то вдруг поймала себя на мысли, что мне непривычно уютно в городском транспорте. Проанализировав истоки этого состояния, поняла, что на меня никто не смотрит (не пристально, а просто не смотрит), и все по возможности стараются сохранять мое личное пространство. Написала и подумала, что сейчас кто-то, потирая руки, будет готов обличить меня в излишней любви к Европе. Вот ведь ментальность неистребимая – еще никто не напал, а я готовлю защиту. Смешно. Но не очень, потому что привычка отбиваться закладывается в нас с детства.
Активно осуждающие опасны еще тем, что имеют обыкновение сбиваться в стайки. Рыбак рыбака, ну, вы помните. Стоит одному радостно воскликнуть: «Ату его!» Тут же подбирается бригада поддерживающих. Это грустно, потому что затрудняет общение. Я в таких случаях его просто прекращаю, потому как бесполезно растрачиваться – ты один против.
Собственно, к чему это я… А к тому, что добрее надо быть, дорогие товарищи пенсионеры, добрее. К окружающим, друг к другу. Не осуждать, а попытаться понять других. Тем более, что это гораздо более интересное занятие, несущее доброе начало. Отучайте себя испытывать удовольствие от злости, дольше сохранитесь. Добра и света.