Записки философа

0 Иван61 RSS-лента
Данная статья является результатом личного опыта автора, болеющего диабетом 2 типа 12 лет, а также результатом длительных поисков меры поста для больных диабетом 2 типа на основе рекомендаций эндокринологов по диетотерапии при диабете и устава поста. Таким образом, статья является результатом попыток научного обоснования возможной меры поста для больных диабетом, при этом были учтены как наиболее принятые в эндокринологии концепция диетотерапии, так и концепция спорная, которой придерживается меньшинство эндокринологов. Среди современных рекомендаций эндокринологов можно выделить следующие концептуальные подходы: в рамках первой «медленные» углеводы не ограничиваются, но существенно ограничиваются жиры; в рамках второй акцент делается, в первую очередь, на ограничении углеводов, включая и «медленные». При определении возможной меры поста при диабете автор учёл оба концептуальных подхода, основываясь на «золотой середине». Предлагаемая мера поста - это ориентир, а не догма.

Прежде, чем пытаться определить меру поста при диабете, важно вспомнить, что телесный пост-это не изощренная диета, а телесная аскеза. А аскеза-это «упражнение», «усилие»; можно понимать и как «ограничение». Больным диабетом всю жизнь приходится совершать это «усилие» или «ограничение», поэтому во многом правы представители православного сообщества больных диабетом из Екатеринбурга, которые считают, что для больного диабетом, - телесный пост-это их диета.
Диабетики относится к эндокринологическим больным, для которых рекомендуется пищевой пост полностью отменять, что обосновывается тем, что для эффективной работы поджелудочной железы и др. эндокринных систем необходим незаменимый белок мяса, яиц.
Прежде, чем говорить о возможной мере поста при диабете, необходимо разобраться в особенностях лечебной диеты, назначаемой больным. Диабет – это нарушение углеводного обмена, который осуществляется при участии гормона инсулина (инсулин «открывает» клетки для глюкозы). Без инсулина глюкоза (продукт углеводного обмена) поступает в кровь, но не поступает в клетки, которые остаются «голодными», но при этом уровень глюкозы в крови завышенный.
У больных диабетом, он или не вырабатывается поджелудочной железой (1 тип), или его вырабатывается недостаточно (при поздних стадиях 2 типа), или инсулин в избытке, но он не «работает» из-за инсулинрезистетности клеток к инсулину, вызванной ожирением. В связи с этим при диабете проводится медикаментозная терапия через введение инсулина внутримышечно (при диабете 1 типа, поздней стадии диабета 2 типа). Или используются сахароснижающие препараты, снижающие «инсулинрезистентность» клеток к своему инсулину (бигуандиды), а также стимулирующие его выработку поджелудочной железой (сульфамочевина). Бигуандиды – это первый этап алгоритма медикаментозного лечения диабета 2 типа, на втором этапе добавляются препараты сульфамочевины, а на третьем добавляются инъекции инсулина.
При диабете 2 типа повышенный уровень глюкозы в крови коррелируется, как правило, с высоким уровнем холестерина, причем снижение уровня глюкозы позволяет снизить уровень холестерина, хотя тесной корреляции не выявлено. Поэтому важным элементом лечения является физкультура, особенно аэробные нагрузки: ходьба, плавание, лыжи, велосипед и др. Аэробные нагрузки усиливают липидный обмен, снижая уровень холестерина в крови, снижают инсулинорезистентность, благотворно действуют на сердечно-сосудистую систему, «первую мишень» диабета. Больные должны уделять занятиям физкультурой не менее 30 минут, иначе занятия не дают лечебной эффективности. Занятия физкультурой повышают необходимый минимум дневной калорийности на 300-700 килокалорий.
Кроме медикаментозного лечения и физкультуры, больные вынуждены пожизненно соблюдать строгую диету. Это три взаимосвязанных элемента образа жизни больного диабетом 2 типа.
При диабете 2 типа, который практически всегда сопровождается ожирением, в соответствии с последними рекомендациями эндокринологов рекомендуется диета № 8, которая применялась раньше, так что она - это – «новое» как возврат к «давно забытому старому». По мнению автора, диета № 9 больше подходит для больных, применяющих инсулин и не страдающих ожирением, а это, в основном, больные диабетом 1 типа.
Основные принципы диеты № 8-это сокращение калорийности рациона до 1700-2000 ккал, при ожирении 2 степени до 1200-1400 ккал, при 3 степени (морбидном) до 900-1000 ккал до момента нормализации веса. При определении калорийности рациона необходимо учитывать такие факторы, как вес и рост, возраст, степень физической нагрузки. Ограничиваются жиры и углеводы, последние до 70-130 г. в сутки в зависимости от степени ожирения.
Таким образом, строгая диета –сама по себе пост, и, наверное, не стоит требовать от диабетиков дополнительного, сверх диеты поста. Но, возможно есть некая допустимая мера поста для диабетиков с послаблениями? При определении этой меры надо пройти между Сциллой и Харибдой, то есть, не ухудшить показатели гликемии: уровня глюкозы в крови. Цель лечения любого заболевания - это достижение клинической ремиссии, характеризующейся компенсацией симптомов болезни. Диабет считается компенсированным, когда уровень глюкозы до еды меньше 6,0 ммоль/литр, через два часа после еды меньше 7,8 ммоль/литр, перед сном меньше 7,0 ммоль/литр. Аналогичные показатели 6,1-6,5; 7,8-9,0, 7,1-7,5-это субкомпенсация; выше – декомпенсация. Важен и уровень холестерина в крови. Стоит отметить, что при питании постными продуктами уровень холестерина снижается, а вот уровень гликемии может повыситься, в связи с тем, что постные продукты - это преимущественно углеводы, а углеводный обмен нарушен. В пост степень компенсации болезни не должна ухудшаться.
Рассмотрим основные рекомендации, на основе которых можно попытаться определить степень поста.
В первую очередь, больные должны ограничивать количество съедаемых углеводов, а постные продукты – это продукты с доминирующим содержанием углеводов. Таким образом, ограничение по углеводам - это ограничение на постные продукты. Эмпирический опыт показывает, что достичь компенсации на сахароснижающих препаратах без инсулина при наличии достаточных физических нагрузок можно только при ограничении объема углеводов не более 120 г. в день. При этом исключаются полностью «быстрые» углеводы (сахар, сладости, выпечка, белый хлеб, мёд, пиво и др.). «Медленные» углеводы допускаются, но при этом лучше исключить «медленные углеводы» с гликемическим индексом выше 55. Это показатель обратно пропорционален содержанию балластных веществ, а в субъективном аспекте отражает степень быстроты насыщения. Поэтому исключаются такие «медленные» углеводы, как картофель, рис, тыква, пшено, манка, кукуруза, пельмени, вареники, отварная свекла и морковь, кабачок, арбузы, дыня, сухофрукты и др. Др. показатель – это процентное содержание углеводов. Достаточно высокий уровень процентного содержания углеводов в хлебе, поэтому допускается только чёрный ржаной, отрубной и цельносмолотый хлеб, дневная норма которого ограничивается 120 г. Из других медленных углеводов по сочетанию отмеченных критериев можно оставить горох, перловку, фасоль, овсянку. В сыром виде можно в ограниченном количестве морковь и свеклу, желательно сдобренных уксусом. Из круп рекомендуется также геркулес, как содержащий мало углеводов, но у него немного завышен гликемический индекс, поэтому его лучше употреблять в заваренном кипятком виде утром после приема лекарств, а заваривать две столовые ложки сырой крупы. Как отмечалось выше, количество углеводов не должно превышать 70-120 г, а это 300-500 ккал, то есть, четверть рациона больного. Причем это правило распространяется и на периоды постов и мясоедов.
Не менее важным является уменьшение насыщенных животных жиров, избыток которых не менее негативен при диабете (особенно 2 типа), чем избыток углеводов. Насыщенные жиры повышают инсулинрезистентность или «толерантность» клеток к инсулину. Поэтому полезно отказаться от «красного» мяса (трудно найти «тощие» сорта мяса), заменяя его рыбой, содержащей ненасыщенные жиры ОМЕГА-3 (сельдь, скумбрия, треска, палтус, кета, горбуша, тунец и др.). Рыбу можно употреблять в виде консервов без масла. Вместо говядины и свинины лучше употреблять кролика, курицу, индейку, иногда баранину, так как она благотворно действует на поджелудочную железу, содержит лецитин, компенсирующий «плохой» холестерин(лецитина много также в кролике). Нельзя есть сало, копчёности, жирные колбасы, кроме диетической докторской и др., лучше исключить и сливочное масло. В отношении яиц мнения врачей-эндокринологов различны: одни рекомендуют не более одного яйца в день, др. допускают два. По мнению автора, первое мнение является более уместным и обоснованным. Полезны для сердечно-сосудистой системы растительные масла, прежде всего, оливковое, рапсовое, льняное. Подсолнечное без совмещения с достаточным потреблением ОМЕГА-3 провоцирует воспаление сосудистого эпителия, влекущего за собой процессы атеросклероза.
Причем употреблять ненасыщенные жиры можно не только в виде концентрированных масел и рыбы, но и получать их из оливок, различных орехов. Эти калорийные продукты, вместе с растительными маслами, позволят в пост повысить калорийность рациона для больных, занятых интенсивными физическими нагрузками (активная физкультура, тяжелый физический труд). Ведь уменьшение потребления постных продуктов, снижает калорийность рациона, а растительные масла, оливки и орехи-это постные продукт, которые не содержат углеводы или содержат их мало, но характеризуются высокой калорийностью.
Из-за нарушений в обмене минеральных веществ, больным назначается в рамках диеты большое количество овощей, которые также благодаря значительному наличию балластных веществ, тормозят процесс «всасывания» глюкозы в кишечнике, то есть, характеризуются эффектом сахроснижающих препаратов - бигуандидов. Из овощей показаны баклажаны, огурцы, помидоры, различные виды капусты, зелень. Фрукты из-за повышенного содержания углеводов, рекомендуются в диетотерапии, но ограничиваются (300-400 г. в день), хотя в рамках последних рекомендаций их лучше исключить, употребляя иногда, как лакомство. Недостаток кальция компенсируется творогом. Этот продукт также нормализует липидный (жировой) обмен печени, который ухудшается из-за значительного приема препаратов. Поэтому творог – это основной продукт питания при диабете. Его рекомендуют съедать до 300 г. в день. Допустим и сыр с жирностью меньше 30% (сулгуни, адыгейский) как дополнение к творогу (50-100 г. сыра в день), или как замена творога (150 г. сыра в день). Другие же жидкие молочные продукты, по мнению автора, не особенно полезны, прежде всего, из-за высокого инсулинового индекса. Полезен при диабете и горький шоколад, содержащий большое количество флавоноидов, которые помогают снизить невосприимчивость (резистентность) тканей организма к собственному инсулину, вырабатываемому клетками поджелудочной железы.
Диетологи также рекомендуют больным один или два разгрузочных дня на фруктах, орехах, овощах, твороге, кефире. Их цель-снижение веса, разгрузка для поджелудочной железы и всей пищеварительной системы. Калорийность объема пищи в разгрузочный день 800 ккал. Автор статьи проводит в пятницу 36-часовое голодание, что позволяет не употреблять лекарства в день голодания и до вечера следующего дня. Хотя это личный опыт, который автор не берется рекомендовать др. больным, поэтому лучше остановиться на рекомендации одного-двух разгрузочных дней в неделю.
Рекомендуют исключить все виды солений, копчений, мясные бульоны и супы на них, а также майонез, включая и постный, кетчуп, горчицу можно употреблять ограниченно, а уксус, особенно, яблочный является полезным продуктом, поэтому полезны больным диабетом корейские соления. В целом список запрещенных продуктов, причем и в пост, и не в пост, существенно больше, чем разрешенных.
Таким образом, необходимые компоненты диетотерапии больного диабетом – это: рыба, курица, кролик, индейка, творог, овощи (неограниченно), хлеб цельно смолотый, ржаной, отрубной, растительные масла (рапсовое, льняное, оливковое), орехи, горький шоколад, яйца. Желательно проводить один – два разгрузочных дня в неделю.
Но всё-таки, если хочется попоститься, необходимо найти меру, позволяющую в некоторой мере пост соблюсти, и не ухудшить степень компенсации болезни, что является более важным, по мнению автора, чем постное рвение не по разуму.
Итак, два самых строгих постных дня в любой пост-это среда и пятница. В эти дни можно проводить разгрузочные дни на овощах, орехах, горьком шоколаде, ржаном хлебе, фруктах (ограниченно). Примерное меню для среды и пятницы в пост: 1000 г. овощей и 500 г. фруктов. Такое постное меню – это 8 ХЕ или 100 г. углеводов, что нормально для диабетика; 500 ккал. Для повышения калорийности до 800 ккал, можно добавить 30 г. орехов и оливки, что соответствует калорийности разгрузочного дня.
Употребление творога можно ограничить четырьмя днями, во вторник, четверг, субботу, воскресенье. В эти же дни можно употреблять рыбу, черный хлеб и те же продукты, что и в среду, пятницу. Добавление рыбы и творога позволит повысить калорийность в эти дни до 2000 килокалорий. Для больных с существенными физическими нагрузками можно увеличить объем потребляемого горького шоколада до 70 г., оливок до 50-60 г, орехов до 70-80 г, растительного масла до 70 г. Как уже отмечалось выше, эти продукты содержат мало углеводов и относятся к постным.
В понедельник творог можно исключить, но включить рыбу и морепродукты, которые являются полупостными продуктами. По субботам и воскресеньям можно допустить куриные яйца, т.к. они содержат незаменимый белок, необходимый для эндокринной системы больных диабетом.
В Великий пост можно усилить строгость поста, исключив яйца, а молочное допускать только в субботу и воскресенье; аналогично можно поститься и в Успенский пост, однако, и здесь по силам и состоянию здоровья. Если сложно, есть сопутствующие заболевания-можно оставить и степень Рождественского и Петровского поста. Стоит учитывать, что у больных диабетом часто развивается гастрит пониженной кислотности, как сопутствующее заболевание, стимулирует его развитие и строгость пищевого поста: исключение из рациона молочных продуктов, а также употребление грубой постной пищи. При приступе гастрита пониженной кислотности наиболее эффективен соленный куриный бульон, или как минимум кисломолочные продукты, поэтому, по мнению автора, лучше употреблять творог и сыр 4 указанных дня в неделю, а при остром приступе гастрита пониженной кислотности на день-два включить в рацион мясной бульон. Дело в том, что приступ характеризуется рядом крайне неприятных симптомов (тяжесть в желудке, разбитость, головные боли, иногда очень сильные и др.), из-за которых больной теряет работоспособность, включая и силы на молитвенный подвиг, посещение храма. После двух дней вполне возможно соблюдать специальную щадящую диету без мяса, но с молочными продуктами.
Собственно, рекомендуемый рацион питания в субботу и воскресенье постов - это рекомендуемая диета и для периодов мясоедов, за исключением того, что в мясоеды можно включать указанное выше мясо, кроме среды и пятницы.
В целом рекомендуемая мера поста для больных диабетом 2 типа исключает полностью только мясо, она допускает яйца по субботам и воскресениям, творог и рыбу во все дни кроме среды и пятницы. И даже при такой мере поста-пост православного христианина, больного диабетом, по степени строгости превышает пост здорового католика, где пост – это ограничение трапез тремя в день и воздержание от мяса, причём по воскресениям пост отменяется, а пост и воздержание проводятся по средам, пятницам, а также в Великую Пятницу и Субботу. Стоит отметить, что количество трапез у больных диабетом и в пост, и мясоед должно быть не менее четырёх.
Предлагаемая мера поста для больных диабетом, основанная на последних рекомендациях эндокринологов, не является догмой, а скорее ориентиром, от которого больной может и отклоняться, особенно в сторону послаблений, но надо помнить, что послабление на мясо – это уже не пост. Как уже отмечалось, диабет относится к болезням, при которых пост отменяется, но, по мнению автора, предлагаемая мера поста позволит диабетикам умеренно попоститься, не повышая уровня глюкозы в крови из-за избыточного потребления углеводов и ограничивая при этом насыщенные жиры. И надо не забывать, что больные диабетом должны блюсти пищевую аскезу пожизненно, вне зависимости от периодов поста или мясоедов, а это уже серьёзная пожизненная аскеза. Как правило, большинство больных не соблюдают диету строго, отказываясь только от сладостей, да и то не на каждый день. Таким больным надо вспомнить в постные дни, что телесный пост для них – это их лечебная диета, и соблюдать ее строго, хотя бы в период постов.
Таким образом - рацион больного диабетом в пост в соответствии с предлагаемой мерой поста включает:
1. Мясо-исключается.
2. Яйца-допускаются в субботу и воскресение.
3. Творог-300 г. в день. Мягкий нежирный сыр-50 г. в день и немного натурального сливочного масла. Эти продукты допускаются во все дни, кроме понедельника, среды и пятницы.
4. Рыба-200-250 г. и постные масла допускаются в понедельник (Рождественский и Петров пост), вторник, четверг, субботу и воскресенье.
5. Елей, лучше в виде льняного масла(лучшее сочетание жирных кислот); все дни кроме среды и пятницы.
6. Рацион поста в понедельник (только в Великий и Успенский пост), среду и пятницу: овощи, орехи, фрукты, оливки, горький шоколад, 100-150 г. черного хлеба.
7. Исключается полностью: алкоголь, картофель (как варенный, так и печенный), морковь и свекла отварные, кабачковая икра, кабачки, тыква, ржано-пшеничный хлеб, рис, мёд, крупы (кроме перловой и геркулеса), постный майонез, подсолнечное масло (допускается в сочетании с льняным с доминированием льняного), любая, даже постная выпечка, соления из овощей, кетчуп. В дни воздержания от постных масел полезен винный и яблочный уксус.
8. Количество трапез в день не менее четырех, а не одна-две, как положено по Уставу, с равномерным распределением углеводов и калорийности рациона. Возможен полный отказ от еды с достаточным употреблением воды раз в неделю (в среду или пятницу), а также в дни особой строгости поста: первый понедельник Великого поста, Сочельник, Великая суббота.

Список литературы:

1. Гликемический индекс продуктов/Блог врача эндокринолога: сахар в норме. http://saxarvnorme.ru/glikemicheskij-indeks-produktov.html
2. Диагностика и методы лечения диабета 2 типа/Энциклопедия диабета. http://diabetiky.com/vidy/2-tip/diagnostika-i-lechenie.html
3. Какие послабления в пост допускаются для больных и ослабленных людей?//Аргументы и факты. 2014 02.03. http://www.aif.ru/lent_easter/menu/1115823
4. Какой шоколад можно есть диабетику? Черный горький или специальный диабетический?/Сахарный диабет: многослойный диабетический инфопортал. http://saharniy-diabet.com/gorkii-shokolad-pri-saharnom-diabete
5. Плотникова О.А., Шарафетдинов Х.Х., Алексеева Р.И., Зыкина В.В. Влияние модификации жирового состава диеты на факторы риска сосудистых осложнений при сахарном диабете 2 типа/Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2008. Т. 7. № 6 S1. С. 292.
6. Пост – не диета/Беседа с Владимиром Романовичем Легойдой, председателем Синодального информационного отдела РПЦ. 9 марта. 2011. http://cvetindigo.ru/religion/post-ne-dieta.html
7. Сахарный диабет 1 и 2 типа: в чем разница. http://medguru.ua/articles/view_item/3793
8. Св. Александр Пикалев. Несколько мыслей о посте/Азбука верыhttps://azbyka.ru/m-neskolko-myslej-o-poste
9. Стол № 8 при диабете 1 и 2 типа./ Сахарный диабет: многослойный диабетический инфопортал http://www.saharniy-diabet.com/stol-8-vosem-pri-saharnom-diabete
Является ли философия наукой? А какие, собственно, характеристики науки?
Прежде всего, -интерсубъективность знания или его объективность. В науке могут быть противоречащие теории, но в результате верификации (эмпирической или логической) принимается одна из всех.
Каждая наука имеет свой предмет, и этот предмет конечен! Наука занимается конечным: характеристиками твёрдого тела, электромагнитных колебаний сверхвысоких частот, околоземным пространством, политических систем, социальных стратов, потребностей страта (социального слоя). Наука не занимается бесконечным, хотя некоторые предметы близки к нему, например, предмет астрофизики.
Наука дает приращение знания, которое каммулятивно наращивается, дополняется в новых направлениях.
А чем занимается философия?
Так позитивисты считали, что если метафизику изгнать из философии, она становится аналитической наукой, когда анализирует или обобщает научное знание, не делая при этом его приращение. Ну, и каков предмет? Это или наука в целом, или её области: физика, менеджмент, математика. В таком случае философия перестает быть философией и становится методологией конкретных научных областей. В более широком смысле она становится методологией различных областей культуры, допустим, политики, искусства и др. Методология – не философия, а методолог-не философ. Да и сомнительна её нужность. Ведь ученые, искусствоведы, политологи и сами могут разобраться со своими проблемами, без так называемых «философов».
А когда, философия интересуется предельным, она является мировоззрением. Ведь мировоззрение занимается предельными объектами: Бог (бесконечное), Человек (не индивид, а человек вообще, культура), Я-(сознание моё, его феномены), природа (не отдельные её грани, а в целом). Каждый из них по своему пределен, бесконечен вовне или внутрь. Мировоззрение – это соотношение этих объектов. Из возможных комбинаций этих соотношений и возможны 4 философии, как мировоззрения:
1. Онтологическая философия, которая рассматривает сущность бытия (Бога) и отношение к нему Человека, Я, природы. Представители Парменид, Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Гегель и др.
2. Сократическо-кантианская философия, рассматривающая сущность Человека, культуры, и отношение к нему всех остальных предельных объектов. Представители Сократ, И.Кант, М.Шеллер, Маркс и др.
3. Феноменалистическая философия, которой важна, прежде всего, сущность феноменов сознания, осознание им Божественного, Человека, природы. Представители: Р. Декарт, С. Кьеркегор, Гуссерль, Сартр, Хайдеггер. Акцент на этой философии во всех индийских философских системах, на мой взгляд.
4. Натурофилософия. В ней важна сущность природы в целом, она оперирует понятиями всей природы: айпейрон, материя, энергия, которые также метафизичны. Это чаще всего метафизический материализм. Представители фисиологи, Гёте, отчасти Шеллинг, Энгельс, Гартман и др.
Все эти философии могут быть в двух формах: рационально аргументированная (научный метод, стремление к научности высказываний, насыщенность терминологией), иррационально выраженное мировоззрение в форме аллегорий, притч и др.
Таким образом, философия или методология, с претензией на научность, но это уже не философия, или мировоззрение, одно из 4 типов мировоззрений, выраженное иррационально или рационально аргументированно.
Прежде, чем говорить о юридическом и онтологическим аспектах в богословии, особенно в сотериологии, разберемся, а что, собственно, значат эти слова.
Когда говорят о юридическом аспекте, то понимают нарушение заповедей, законов нравственного бытия, данных в Священном писании. Соответственно, наступает и «юридическая ответственность», где Судия – Господь, а суд (главный) – Страшный суд в день Господень. То есть, в юридическом аспекте, мы несем ответственность перед Богом, причем личную. И получаем от него воздаяние, или позитивное (спасение). Или негативное (погибель)….у католиков в вероучение есть промежуточное спасение (чистилище-временные муки). Юридическая сторона греха-всегда личная, и как любая вина имеет два аспекта юридического критерия вины (по аналогии с обычным человеческим правом):
 способность осознавать свои действия (их праведность/неправедность);
 способность руководить своими действиями (волевая сторона юридического критерия).
Однако, из опыта социальной жизни, мы видим, что далеко не всегда эти два аспекта критерия вины присутствуют в деянии человека. Самый худший вариант-это нравственно перевернутое «демоническое» сознание, когда человек грех считает добродетелью, и, наоборот. Это полная укорененность во грехе, и только Божия Благодать может направить человека на выход из этого состояния. Вспомним разбойника Кудеяра, потом уже инока Питирима из Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Второй вариант, человек осознает грех, не хочет делать его, но делает, т.к. не в полной мере руководит своими поступками, и не во всей полноте осознает, где грех, а где добро.
«Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (К Римлянам 7:15-24)
Именно тело смерти, или искаженная падшая реальность. Вот здесь уже можно разобраться с понятием «онтологический». Онтология-это учение о бытии. Но, термин «онтологический» широко используется в философии, когда хотят сказать о некотором аспекте реальности, слое реальности, о том, что есть. Это может быть субъективная, а может быть объективная реальность и т.д. Если исходить из православной онтологии, то можно выделить три онтологии. Три реальности: божественную, духовную, материальную (природную).
Божественная реальность характеризуется единством Трех Личностей и одной природой. Имеющей характеристики: вневременность (вечность), внепространственность (беспредельность), всемогущество….в сущности, - это онтлогические и катафатические свойства божественной природы, первые есть внутренняя сущность божественный природы, потому они и апофатичны человеческому разуму», вторые являются вседействием Бога в творении, то есть, в ограниченной, а не противоположной, они присущи и тварной реальности. Т.е. онтологические свойства божественной природы находятся в отношении контрадикции к тварной, а катафатические, - контрарности, полного превосходства. В духовной и материальной тварных реальностях все свойства находятся в контрадикции к божественной природе.
Иван61 0 15 Нет комментариев
Трансгуманизм ориентирован на использование достижений науки и технологий с целью улучшения умственных и физических возможностей человека с целью устранения страданий, болезней, старения и смерти. Он основывается на использовании научных наработок в таких отраслях, как генная инженерия, робототехника, биотехнологии и многие другие, в результате чего, мы сможем преодолеть те ограничения, которые перед нами ставит физическое тело. В сути, речь идет о хилиазме, то есть, построении царства небесного здесь на земле. Идеи трансгуманиза не новы, но особо актуальны стали сейчас с сильнейшим развитием биологических, информационных, познавательных и нанотехнологий и их синтеза в бионике. Тарнсгуманист- это сверхчеловек по своим возможностям, которые могут многократно возрасти за счет соединения человека с бионическими элементами, такими как, нейронное кружево-соединение мозга и человека непосредственно с глобальным искусственным интеллектом, киборг-члены, бионические органы чувств и др. Адам и Ева исходно обладали такими трансгумаными возможностями, что было нормой, но после грехопадения они лишились их, и все цивилизационное развитие человека есть тоска по потерянным раю и возможностям. В процессе цивилизационного развития человек создавал инструменты, позволявшие усилить слабые возможности (подзорная труба, лук, ружье, повозка, паровоз, телефон, радио, ЭВМ, языки естественные и формальные и др.) сейчас же речь идет о том, чтобы эти инструменты сделать частью человека, а человека частью их. Заметим, что в рамках цивилизационного развития вначале создавался культурный проект, совокупность знаний для реализации расширения возможностей человека, а потом уже на основе культурного проекта создавалась материальная культура, при этом горизонт культуры уходил все дальше и дальше к бесконечности, по сути, являясь попыткой возврата к Богу. Трансгуманизм-это человекобожие квазирелигиозность, где номен, божественное переносится сюда в посюсторнее. В псевдорелигиозности, божественное, номен (святое) в потусторонем, но само божественное ложно. В верум-религиозности Бог истинный.
Идея царствия божиего на земле с трансгуманным человеком медленно и уверено проникает в наши умы. Само общество потребления, сложившееся в европейской цивилизации в последние 30-40 лет, есть трансгуманное общество. Трансгуманизм предлагает нам долгую жизнь в посюсторонем, а в идеале жизнь вечную здесь с реализацией принципа «каждому по потребностям» в аспекте потребления. Научный иммортализм (то есть стремление максимально отсрочить смерть при помощи достижений науки) – одна из целей и важнейших черт трансгуманизма. Некоторые последователи не отрицают возможность перехода человеческого разума в полностью виртуальное пространство, слияние человеческого разума и компьютера. Личность в определенной степени становится похожа на искусственный интеллект, и физическое тело ей уже не нужно, благодаря чему ее не ограничивают ни время (такая сущность бессмертна), ни пространство. Но, бесконечная жизнь-это не вечная, это потенциальная бесконечность, когда всегда можно добавить единицу, так называемая «дурная бесконечность».
Идя к трансгуманому обществу, верим ли мы сегодня Богу? Вроде доверяем Богу, но ставку делаем на современные технологии: медицинские, бионические и др. А Бог, а кто его знает, есть или нет? Да и нужны ли мы ему, или он отстранился после творения и только наблюдает? В этих тайных сомнениях и то, что технологии начали доминировать и в социальной, политической, культурной жизни.
Антихрист есть полная противоположность Христа, поэтому читая Евангелие и видя поступки Христа, мы можем считать, что антихрист поступил бы в данной ситуации, наоборот. Например, Христос лечил в субботу, говоря, что никто не бросит свою овцу, упавшую в яму, а достанет её даже в субботу. В широком смысле даже в субботу (воскресенье) учить хорошему, лечить больного, выполнить срочные работы и др. – поступок правильный, угодный Богу, а фарисейская мораль, запрещающая творить добро, делать благо др. по каким – либо причинам, установлениям есть путь антихриста. Таким образом, во Христе больше от мытаря, а антихрист должен быть великим фарисеем. Может и не так, но суть заключается, что Евангелие можно читать, а как бы поступил антихрист, а поступил бы он, наоборот, например, не стал бы призывать Петра вложить меч в ножны, а подбодрил бы убить стражу или сам бы помог Петру. Вот когда читаешь Евангелие с двух сторон: поступки Христа и противоположные, то есть, антихристовы, и задаешь самому себе вопрос, а как, положа руку на сердце, поступил бы я, и вдруг обнаруживаешь в своем сердце, что от антихриста во мне больше, чем от Христа. Но в Евангелии в соотношении с трансгуманизмом меня интересуют искушения Христа диаволом в пустыне. Ясно, что антихрист бы с радостью искусился и получил бы от диавола всё, от чего отказался Христос, и, естественно возгордился бы в полной мере. Теперь рассмотрим искушения Христа, действия антихриста по реализации искушений на основе трансгуманых технологий.
Первое искушение Христа-это предложение превратить камни в хлеб, на что Иисус ответил, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Антихрист должен превратить камни в хлеб. Мог ли сделать это Христос? Конечно, мог, он ведь превратил воду в вино на свадьбе. А как это сделает антихрист. Скорей всего создаст синтетическую еду на основе неорганики в рамках химического синтеза. Разработки искусственной пищи уже идут, но пищевой продукт получают из различных веществ (аминокислоты, белки, липиды, углеводы), которые, в свою очередь, получены из вторичного сырья мясной и молочной промышленности. Пока, а там и возможно синтез из неорганики. Люди вынуждены искать методы производства такой еды, ведь и сегодня мы получаем продукты на основе в крайней степени интенсифицированных сельскохозяйственных технологий. Можно и создать искусственный вкус, опять таки за счёт биохимических технологий. Да и будет ли человек есть с удовольствием, или будет питаться? Вспомним «Золотой телёнок».
«Холодные яйца всмятку — еда очень невкусная, и хороший, весёлый человек никогда их не станет есть. Александр Иванович не ел, а питался. Он не завтракал, а совершал физиологический процесс введения в организм должного количества жиров, углеводов и витаминов».
Возможно, что и люди будут питаться, а их психология питания будет в корне изменена с еды на питание. Уж это при власти над глобальной информационной сетью антихристу вполне под силу.
Превратить камни в хлеб-это узкий смысл искушения, когда под хлебом понимаем еду. Но в широком смысле можно понимать и просто материальные потребности. В условиях активного развития робототехники, искусственного интеллекта, производящих 3D-принтеров вполне возможно удовлетворение потребностей людей по принципу «каждому по потребностям». Христиане в это не верят, но остальные всё больше верят, но христиан все меньше и будет еще меньше, ведь, когда придет Сын человеческий истиной веры не найдет. А люди всё больше уготавливаются к жизни в обществе потребления.
Большинство людей считает смыслом жизни удовлетворение растущих материальных потребностей, и нет ничего удивительного в том, что в конце концов установился общественный строй, эффективно удовлетворяющий эти растущие потребности. Если бы люди умели ограничивать себя тем, что действительно необходимо для достойной жизни, конкурентный рынок был бы невозможен: без навязывания людям все новых вещей и услуг он существовать не может. Начиная с середины ХХ века развитие техники и совершенствование управления сделало возможным в экономически развитых странах безбедное существование большинства людей. Безудержный рост "потребления материальных благ" не только отдельными богачами, а уже большинством населения экономически развитых стран поставил Землю на грань экологической катастрофы. Общедоступные средства массовой информации, прежде всего телевидение, стали одной из услуг конкурентного рынка, удовлетворяющей потребность людей в "зрелищах", и главным распространителем рекламы, разжигающей потребительскую жадность. Люди изматывают себя и других и отравляют Землю только для того, чтобы иметь все больше и больше сверх необходимого, чтобы можно было объедаться нездоровой пищей, забивать гардеробы ненужной одеждой, плодить автомобили (Пархомов А.Г. «Общество потребления». https://filipiev.livejournal.com/14143.html)
Хотя и автор статьи базируется на коммунистических взглядах, что видно невооружённым взглядом, но в своей оценке современного общества потребления он прав. Да и экономика сегодня-это наука о методах удовлетворения растущих потребностей людей при ограниченных ресурсах. С христианской точки зрения даже полное удовлетворение ограниченных потребностей на основе разумного самоограничения не возможно, так как горести, голод, неприятный труд, болезни есть результат первородного греха и устранено это будет только в преображенном мире, в Царствии небесном. Но, задача антихриста реализовать или первый или второй вариант описанного выше, или смешанный с уклоном в первый.
Теперь второе искушение Христа. Это искушение гордыней. Христу предлагается показать сверхчеловеческие возможности. А они у Него были, у Его человеческой природы, так как ее субъект (ипостась) Бог-Слово. Да и между божественной и человеческой природой была коммуникация, общение свойствами. Как антихрист реализует это, если его возможности естества не сравнимы с христовыми? Только за счет использования трансгуманных технологий. Их быстрое развитие не только насытит людей во всех аспектах (должно насытить), но и взрастит не виданую гордость в людях. А самая высшая гордыня будет у антихриста, ибо все эти технологии будут в его руках, а он будет главным технологом в антихристовом мире.
В третьем искушении Христу предлагается властвовать всеми царствами, и эта глобальная власть уведет от веры всех людей, объединеных глобальным обществом без границ. Это уже реализуется через процессы глобализации, глобальную сеть Интернет, туризм. Идет коммуникация культур с формированием глобальной, эклектичной культуры, которая включит профанированые варианты культур. Новый социальный порядок нивелирует классы, основу традиционного социального порядка. Сегодня, в эпоху господства информационной культуры, глобальных процессов ин- форматизации и компьютеризации все сфер общественной жизни, происходит постепенное изменение ценностного основания социального порядка. На смену ценностям «умеренность», «упорядоченность», «структурированность», «законность» приходят ценности «безграничность», «безмерность», «бесконечность», «де-структурированность». Более того, постепенно исчезает само понятие классов и социальных слоев, чему способствует всех уравнивающая глобальная информатизация. ценности трансгуманизма постепенно, но неуклонно формируют новый социальный порядок, базирующийся не на нуждах человека и человечности, но ориентирующийся на постчеловеческое роботизированное бытие, для которого человек, скорее, необходимый придаток, нежели ценность. Искусственное равенство, выходящее за пределы социального, – это нивелирование индивидуальности интеллектуальной природы, чувственной и вегетативной. Ведь все эти природы будут технологизированы.
Таким образом, развитие идей трансгуманизма на основе быстрого развития современных технологий – это приуготовленные пути антихристу. Посредством их он реализует насыщение в обществе антихристовым, разовьет гордыню от трансгуманных возможностей у каждого, сформирует новый социальный порядок, на основе информатизированного и роботизированного равенства всех, можно сказать искусственного равенства. Гордыня, «сытость» в широком смысле, биологическое и интеллектуальное равенство – это путь лишения человека ипостасности, а, значит, и бессмертия, вечности души. Вот в этот критический момент и будет второе пришествие Христа, и если, в первое Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом, то во втором будет один путь-уничтожение и преображение мира, спасение человека от уничтожения, не его биологической природы, но и ипостасности с седалищем ипостаси, интеллектуальной природы. Интеллектуальная природа-это образ Божий в человеке, в это суть человека. А субъектами (ипостасями) являются только люди, Троица и Христос-Богочеловек.
Иван61 0 14 Нет комментариев
Я родился в самый расцвет «хрущевского атеизма» в 1961 году, год выхода человека в космос, эпоху наивных ожиданий «светлого будущего», надежд на освоение человеком жизни в космосе, контакты с другими внеземными цивилизациями. Это было время, когда «физики» были в почете, а «лирики в загоне». Вся эпоха 1960-ых гг., как рассказывали мне родители, была полна оптимизма в отличие от голодных 1930-1950-ых гг., пронизанных к тому же атмосферой страха. Шестидесятые же годы стали периодом оттепели, начала проникновения в СССР западной музыки и др. проявлений свободы, хотя и крайне ограниченной. Но в этот же период опять началось активное наступление на церковь, сам термин «церковь» подавался как нечто «темное», «отсталое», крайне реакционное. Вот в такое время довелось мне родиться, и с раннего детства жить в атмосфере квазидуховности.
Мои родители были инженерами на одном из крупных оборонных заводов г. Свердловска. Отец закончил Ленинградский военно-механический институт и Университет марксизма-ленинизма, был парторгом конструкторского бюро, ведущим конструктором. Он метался между двумя направлениями профессиональной карьеры: партийная работа, и совершенствование, как инженера-конструктора. Победило первое направление, и отец стал секретарем парткома предприятия, на котором работало почти 18 тысяч человек. Профессиональная партийная деятельность оказалась для отца неудачной и через несколько лет его отстранили от должности, и он стал рядовым заместителем начальника отдела. В дальнейшем он стал начальником службы технического контроля, главным инженером, но, уже на другом предприятии, и в другом городе, куда мы переехали через несколько лет после снятия отца с относительно высокой партийной должности.
Отец был убежденным атеистом, однако, как и мать крещенным в детстве. Бабушка, мать отца, была верующим человеком (как тогда говорили «темным»). Мы смеялись над ее верой. Не знаю, можно ли было назвать бабушку глубоко воцерковленным человеком, но она ходила в церковь на причастие раза 4-5 в год, пыталась соблюдать посты, дома прятала в своих узелках иконки. Вера сделала ее добрым человеком, ее все любили за добрую простоту и детскость души. Она умерла в 93 года на Пасху. Бабушка крестила мою сестру, когда та жила с ней в Орехово-Зуево. После того, как сестре исполнилось три года, они с бабушкой переехали к отцу в г. Свердловск, а там и я родился. Меня же крестить в детстве бабушке отец не разрешил, наверное, чтобы не иметь проблем в парткоме конструкторского бюро. Так и рос я не рожденным в Духе.
Воспитывали меня с детства, как дома, так и в школе, в духе атеизма, веры в победу коммунизма на земле, в рамках атеистического мировоззрения. Как сказал известный богослов А.И. Осипов, есть только два кардинальных мировоззрения: первое утверждает конечность человеческого бытия (атеистическое), второе – вечность человеческой жизни или примат Живота Вечного над относительной временной жизнью. Из первого мировоззрения производной естественной ценностью будет «жизнь во имя своих собственных, личных интересов». Разумный эгоизм Гельвеция (когда я плачу не об умершем друге, а о самом себе, что мне будет не с кем поговорить) вполне естественен для атеизма. Хотя и такая утилитарная этика подразумевает выход за пределы «наличного бытия», устремление в хоть какое-то, пусть близкое «потом. Поэтому, на мой взгляд, для атеистического мировоззрения будет более естественным мировоззрение короля Людовика XVI, который сказал: «После меня хоть потоп». Действительно: «Пей и веселись моя душа, пока я жив» или, - «живи здесь и сейчас». Ценности же веры в «светлое будущее», «жизни ради других», «коллективизм» явно противоречили атеистическому мировоззрению, и я не мог в глубине души воспринять атеистическое мировоззрение, и чувствовал его противоречие с пропагандируемыми в рамках «советского варианта атеизма» ценностями, хотя в «светлое будущее» человечества верил. Итак, не воспринимал я атеистическое мировоззрение, в котором абсолютна только материя, и та «постоянно течет и меняется», единственное, что в ней есть абсолютного, - это вечность бытия или, собственно бытие, а не существование.
Я искал другого мировоззрения, но, так как «мозги мне промыли» основательно, прежде всего, материалистическими воззрениями, то я вполне естественно стал склоняться к гилозоизму, говорящему о вечности и материальности мысли (можно думать, - души). В 18 лет я ухватился за репринтное издание по йоге Воронова, которое также было проникнуто отмеченным гилозоизмом. Судя по всему, Воронов не был знаком с философией йоги, да и не знал, что у каждой системы философии в Индии, своя йога, ведущая к освобождению. Я начал практиковать по чуть-чуть хатха-йогу.
Но, надо отметить, что практика моя не была глубока, и я больше стремился к философскому осознанию бытия. Философия – это рационально аргументированное мировоззрение, а мой падший, разорванный и не целостный разум был склонен только к рациональной аргументации и других форм мировоззрения (например, умозрение в красках, - иконопись) я тогда не принимал, не был к ним готов. Никакого сердца во мне не было, только сухой и холодный разум, как у доктора Фауста из Гете. Конечно, я был человек эмоциональным, но это скорее были не эмоции сердца, а горячка или холодность «воспаленного» или «опустошенного» разума.
Таким образом, поиски смысла жизни, абсолютной основы бытия привели меня к бессистемному изучению философии. Я читал все, что можно было найти в библиотеках. Читал философию, изучал теоретическую физику на дилетантском профанированном уровне (смешно, но пытался в физических теориях найти основу бытия), зачитывался произведениями классиков русской литературы, теми, прежде всего, которые не давались в школьной программе: Достоевский, Гоголь, Лесков, ранний Горький. Я становился то платоником, то скептиком и т.д.
В конце 1980-ых гг. появилась хорошая (не профанированная) литература по индийской философии (а я в то время приторговывал дефицитными книгами по психологии, философии и др.) и я основательно погрузился в изучение систем индийской философии, даже купил учебник санскрита и стал изучать его в шрифте «деванагари». К этому времени я уже был убежденным идеалистом, верил в бессмертие духовной основы человека, в духовные законы, но теистом назвать меня было нельзя, так как в Бога-Творца, я еще не верил. Теистичное мировоззрение только у исповедывающих первый член Символа Веры. А это христиане, мусульмане и иудеи.
Постепенно я уверовал в Творца, и даже в Христа, но у меня сформировалось четкое гностическое мировоззрение, то есть, я смотрел на материю и тело, как источники зла, от которого если не освободиться, то, по крайней мере, надо стремиться обуздать, подчинить духу. Правда, Господь не попустил моего полного падения в гностицизм, элементы «оптимизма и радости жизни» во мне еще присутствовали. Незадолго до своего крещения мне протестанты, которые в начале 1990-ых гг. наводнили «города и веси» территории бывшего СССР, дали почитать евангелие от Матфея. Я читал и зачитывался, читал и зачитывался! Что-то было в нем простое и истинное, что я в глубине души чувствовал, но не понимал разумом. Естественно, я попытался для себя истолковать евангелие от Матфея в своем гностическом ключе, исказить истину Христову теориями своего падшего разума. У меня сформировалось смутное желание креститься. Вот так Св. писание может поставить человека на путь к вере быстрее, чем вся философия и все «концепции современного естествознания».
Я познакомился со своей будущей женой и переехал к ней в Подмосковье. Собственно, домой, это моя историческая родина во многих поколениях. Здесь я крестился, мы обвенчались с женой, но воцерковляться не стал, то есть, я не участвовал в Евхаристии, так как не верил еще в реальность человеческой природы Христа, а при таком понимании причастие или бессмысленно, или просто символ! В целом я был христианином-гностиком, если можно считать гностиков христианами. Чтобы навести порядок в своей голове, я поступил заочно на философский факультет, где системно прошел всю философию от античной до русской религиозной. Так как я уже многое знал, учеба только углубила и систематизировала мои знания. Если оглянуться назад и посмотреть на вектор движения моего разума, то можно сказать, что это было постепенное в течение шести лет восхождение разума к истинам православной веры, выраженных в Никео-Константинопольском символе веры. Окончательное утверждение моего разума в истинах православной веры произошло после знакомства с русской религиозной философией, прежде всего, с духовно-академической школой, развивавшейся в семинариях и духовных академиях России. Это были труды прот. С. Булгакова, о. Павла Флоренского, проф. метафизики и логики КДА В.И. Несмелова, прот. В. Зеньковского и др. Я понял четко, что христианская философия, а такая есть, так назвал свой 3-томный труд прот. В. Зеньковский, преодолевает все противоречия дохристианской, «естественной», языческой философии, антиномии человеческого разума. С этого момента меня уже не интересовала философия, хотя я и уделял иногда ей внимание, и я перешел к изучению богословия, к сожалению, также бессистемному.
Но через какое-то время я вдруг осознал, что без участия в таинствах все эти движения разума являются не более чем сотрясением воздуха словами или мыслями. Я пошел, исповедался и причастился в Жегаловском храме. В это время мы переехали с женой в с. Гребнево, и я начал посещать Гребневский храм, участвуя в таинствах исповеди и Евхаристии. И здесь я благодарен строгости батюшки, который мне сразу и строго сказал, что на исповедь и причастие надо ходить как минимум один раз в месяц. Первое время я ходил на исповедь и причастие не реже раза в месяц, отчасти следуя указанному мне правилу и без истинного желания, но в последнее время я уже почувствовал необходимость причастия для себя. Это необъяснимо для меня разумом, я просто начал жить от причастия до причастия, то есть, Евхаристия постепенно становится центральным моментом моей жизни, хотя в целом до такого состояния Духа, мне, наверное, еще далеко.
Полностью мой разум еще не обрел покоя, да я думаю, и не обретет в этом мире. Но он стал более спокойным, почувствовал твердый фундамент под собой. С укреплением разума в истинах православной веры, я почувствовал, что во мне и сердце «маленькими шажками» стала просыпаться, а сердце и разум вместе стали двигаться друг к другу, хотя до встречи им еще ой как далеко!!!
Таким образом, я пришел ко Христу через медленное восхождение разума, а сердце долго еще оставалось «сухим», в какой-то степени «сухо» и сейчас. Хорошо или плохо прийти к Богу через разум, а, не наоборот, сначала уверовать, а потом начать познавать истины веры разумом? Не знаю! У меня не было другого пути, к сожалению! Не было его и у многих моих сверстников, рожденных и выросших в СССР. Я задал соответствующий вопрос в Интернете на православном ресурсе. Мне ответили из Нижегородской епархии следующее: «свт. Филарет Дроздов сказал: «Вера всегда должна начинаться в разуме, а укореняться в сердце». От себя могу только сказать, что вера Христова несет людям «истинный свет Разума», «просвещает разум Светом Христовым», и каждый христианин должен стремиться «осветить» свой разум истинами, выраженными в Св. Писании и Предании, тогда разум, «просвещенный Светом Христовым», укрепит вашу веру!!! Но лучше вначале уверовать «сердцем», на мой взгляд, а уже потом, в процессе воцерковления осветить веру разумом, но, ограничить его «верстовыми столбами», догматами православной веры. Конечно, такой путь доступен, прежде всего, тем, кто с раннего детства сердцем вошли в православие, хотя у каждого свой путь. Воцерковленные с молоком матери, также иногда уходят от церкви, что только свидетельствует о падшести человеческого состава. В варианте движения к Богу через разум, есть соблазн уклониться в ереси, как и было со мной, так как когда я прочитал историю церкви, то вдруг обнаружил, что все вариации христианства, которые раннее придумал мой «падший разум», являются давно известными и осужденными Церковью на Вселенских и Поместных соборах ереси!!!
Иван61 0 16 Нет комментариев
Бомж Мишаня был бывшим вором-домушником, неоднократно побывавшим в местах не столь отдаленных. Родился в 1940 году, был чистокровный еврей. С младых лет связался со шпаньской жизнью, стал «слесарем»-вор-домушник. Первый раз сел в 1958 г., когда государство вело активное наступление на воровской мир, и выбор был такой: работать как мужик или сгинуть где-нибудь в Белом Лебеде. Да он и не был еще вором в законе, а был воровским пацаном 18 лет, да так вором в законе и не стал, а стал работать. При этом, хоть и мужик, но как вор в широком смысле (криминальная профессия), а не в узком (социальный статус) пользовался уважением и авторитетом, короче по понятиям был «козырным фраером».
Он обворовывал в период СССР квартиры граждан, у которых на лице было написано, что они – потенциальные клиенты ОБХСС (его воровская биография протекала в период «застоя»). Благодаря «классовой солидарности» и, наверное, зависти к расхитителям народного имущества и спекулянтам, народный суд снисходительно относился к Мишане, и он получал относительно небольшие сроки. Имел 5 ходок и 6 судимостей, одну во время колонии, за нанесение телесных повреждений, благо 3 из 4 отсидел, получил еще 3,5 по совокупности приговоров.
В период предпоследней ходки, умерла мать, Мишаню выписали из квартиры, а в двухкомнатную квартиру в сталинском доме вселился единственный родной брат с женой, сдавая при этом свою «хрущевку» за деньги. Мишаню он даже на порог не пустил. Сказал «Пшел вон отсюда зэчара». Это родной брат, причем еврей, что меня удивило, это не соответствовало их поведению, ведь я вырос среди евреев, во дворе было только два не еврея, включая меня.
Так Мишаня стал бомжом. Он был малопьющим бомжом, лично я его ни разу пьяным не видел. Обычно он пил портвейн 18 оборотов из кружки прихлёбывая, как и чифирь, но чифирь любил больше, однозначно, больше.
Как – то я подарил ему поношенный свитер из козьей шерсти, чему он был несказанно рад. Он пригласил меня чифирнуть, и поговорить за жизнь. Мы сидели в заброшенной кочегарке, чифирили, курили самокрутки с махоркой. Разговор зашел о Боге. Мишаня сказал, что в Бога не верит, другие пусть верят, а он нет. Я спросил: «Почему?» Мишаня ответил, что у него позади ад, сейчас ад, и впереди ад, и что лучше, чтобы со смертью все кончилось, подохнуть навсегда- самый лучший исход!.
А, я за год-полтора до этого первый раз в жизни прочитал Евангелие, и хотел что-то сказать Мишане о Христе, но….прикусил язык. Мы молча сидели, курили, мыслей не было никаких! Скоро жизнь моя наладилась, я крестился и т.д. т.п. Мишаню я больше не видел. Где и как он сгинул?!
А что Вы бы ответили бы Мишане бы на его рассуждения?
Иван61 0 25 1 комментарий

Сегодня ДР

Сколько нас?
  • 4973 пользователя
Кто онлайн?