Посиделки у Роси

+194 Рось RSS-лента
«Посикунчики» или тётушки-террористки.

Вот даю голову на отсечение, что никто не знает, что такое «Посикунчики» и, вероятно, подумали, что я совсем сошла с ума, если озорую так словами.
Так вот, «Посикунчики», в моём случае, оказались предметом террора. А мои новоявленные тётушки – террористки.

Уральский говор всегда приводил меня в тихий восторг и полный релакс. Я, вобщем-то, весьма неплохо умею имитировать говоры. Не раз замечала ещё в детстве, как только куда-то приезжаю, мгновенно сползаю на местный диалект. Как это происходит, объяснить не могу. Вероятно, срабатывает музыкальный слух, и язык воспринимается, как мелодия – просто сольфеджирую на слух. Когда училась в музыкальном училище, англичанка дивилась: «Покровская, я не понимаю, читаете Вы с таким идеальным произношением и интонацией, как будто это Ваш родной язык, но не понимаете ни бельмеса! И как это у Вас так получается?» Прошли годы, целая жизнь, я так и не понимаю ни бельмеса не только в английском языке. Но произношение…ммм….даже на французском отменное, про русские диалекты вообще молчу…

Так вот, возвращаюсь к уральскому говору. Уловить его особенности и, тем более, объяснить, оказалось крайне сложно. Сегодня попробовала прислушаться и понаблюдать.
Урал говорит не то, чтобы ярко «окая», но вся речь как будто собрана в букву «О» и идёт откуда-то из груди, а не из горла. Круглый звук, фразы, предложения даже, когда человек кричит. Никаких острых углов. Интонация намёка на вопрос слышится даже в утвердительных и повелительных предложениях. Окончания фраз и предложений не опускаются, а как бы чуть-чуть поднимаются на крохотную долю тона.
Этот извечный «вопрос» нарастает тем больше, чем дальше наш народ уходит в Сибирь, и своего апогея достигает на Байкале, когда каждое предложение, почти всегда, начинается или заканчивается словом «однако» с интонационным подъездом вверх уже на несколько тонов. Этот музыкальный вопросительный скачок как бы приглашает к продолжению диалога.
Москва звучит совсем не так: звук хоть и растянутый, но плоский, акающий, как будто рот постоянно пытается впихнуть все звуки в промежуток между открытым «А» и «И». Это так же, как сравнить, например, звучание: «ГлубОта – окиян море» и «ГлубИна – АкИАн море». В первом случае образ могучей стихии, глубОту которой невозможно измерить ничем. А во втором - какая-то лужица, глубИну которой можно изменить плоской линейкой.
Ну, это, конечно, моё субъективное восприятие, и никакой говор не хочу обидеть. О вкусах не спорят. Я люблю и балдею от закрытого «О». Вероятно, потому что выросла на Севере. А может, опять же, так реагирует моя Уральская и Нижегородская генетика.
Но это только вступление!!! Непосредственность и точность местных слов моё озорное начало приводит в неописуемый восторг!

И так, мои тётушки-озорницы подкинули мину, замедленного действия: «А ты знаешь такое слово уральское «Посикунчики»?»
После хохота до колик от самого звучания слова, возник вопрос: «Так что же это такое?»
«Посикунчики», как дурацкая песенка, застряли в мозгах, и с этого момента сопровождали меня на протяжении двух дней, даже на приёме в Пермском Университете. «Посикунчики» не дали мне покоя.
И вдруг я увидела вывеску «Уральские Посикунчики». Дальше больше: «Домашние Посикунчики», и самые разные вариации на тему этих загадочных «Посикунчиков» на каждом углу.
Насладившись досыта моими мучениями и своим терроризмом, тётушки, наконец, раскололись, что «Посикунчики» - крохотные жареные пирожки с мясом, обалденно вкусные и обязательно истекают соком, когда их ешь.
Это «обалденно вкусные» доконало меня окончательно. Я решила, что не уеду с Урала, пока не попробую эти самые «Посикунчики».
Правда, реально «обалденно вкусно», и чем-то похоже на хорошие чебуреки, только крохотные.
Моя душа после поглощения «Посикунчиков», вроде бы успокоилась. Да не тут-то было. Не успокоились тётушки и подкинули следующую мину: «А ты знаешь, что такое «Пяльнянь»?»….

Мои троюродные тётушки Воробьёва (ур. Субботина) Людмила Витальевна (приехала из Латвии - по центру) и Елена Витальевна ур.Поспелова (живёт в Перми). Про разницу в урождённых фамилиях особый будет рассказ. Он того стоит, как отражение истории нашей страны.
"Путевой дневник - Моя земля" глава 5
"Путевой дневник - Моя земля" глава 5

"Путевой дневник - Моя земля" глава 5

Рось 0 980 6 комментариев

Протяни мне руку через столетие.

Вдруг Маина встрепенулась открытием: «Так ты – внучка Марии Фёдоровны Субботиной?! Ах! Ща!» и исчезла в закромах дома. Через минуту выбежала с махонькой хрустальной пепельницей, на дне которой был штампик-гравировка: «От Марии Фёдоровны Субботиной 1904 год»
- А это реликвия нашего рода – Мария Фёдоровна подарила пепельницу на десять лет свадьбы Валериной прабабушке Ольге Петровне – своей тётушке!
Что со мной творилось, описать трудно. Мария Федоровна умерла в 1920 году от тифа. Я ещё недавно даже не знала её имени. Только портрет очень красивой женщины всегда стоял у меня на полочке. Я любила свою бабушку априори, в мыслях залезала к ней на колени, целовала и обнимала с раннего детства. А тут в моих руках вещичка, которую она сама выбирала, сама держала и дарила. Как будто рука моей бабуленьки коснулась моей руки.
Маина, поняв моё состояние, бережно положила в пепельничку славянские писанки (пасхальные яйца), расписанные моей рукой и полученные от меня в подарок. Так встретились два дара из руки в руку почти через столетие - бабушки и внучки…

"Путевой дневник - Моя земля" глава 4
"Путевой дневник - Моя земля" глава 4
Рось +1 937 Нет комментариев

Привет, Пермь или, как выкурить засидевшихся гостей!

Поезд, выматывая последние нервы ожидания, шёл до станции пешком… Казалось, что стрелки часов идут не вперёд, а назад, и никогда уже не появится этот долгожданный перрон…
Глаза мгновенно выцепали в толпе встречающих четве-юродного брата – опять сработала родная кровь, хоть не видела его ни разу. О его существовании узнала только четыре года назад, когда забросила своё объявлении о предках Субботиных на Уральский генеалогический форум. Первый, кто поймал меня там за хвост, был Валера. Потом мы почти два года искали документальные доказательства, что мы одной крови. И вот первая встреча! Он признался, что тоже мгновенно высчитал меня в толпе пассажиров.
Позже присоединились наши троюродные тётушки, которых мы уже вдвоём с Валерой нашли год назад среди моря уральских Субботиных.
Было видно, что брат бесконечно рад нашей встречи. По-мужски, безоговорочно приказал: «Берём машину и едем ко мне. Там мама уже режет торт!»

"Путевой Дневник - Моя земля"  глава 3

"Путевой Дневник - Моя земля"  глава 3


Мама оказалась восьмидесятилетней озорной девчонкой, которая ежеминутно подскакивала то за тарелкой с пирожками, то за тортиком, то за мерзавцем-тараканом- лазутчиком из магазина, что основался недавно в подвале дома.
Имя её было таинственное и сказочное – Маина…Почти , как Наина в "Руслане и Людмиле". На вопрос, что это за необычное имя такое, она хихикнула: «Да, Майка я, но тогда была мода на всяких ОктябрИн и СталИн, вот и стала я МаИна»

Брат трепетно счастливым голосом рассказывал и рассказывал, всё, что знал, нашёл по нашему роду. Рассказ его был сумбурным, перемешанным, как будто он боялся, что вот уедут мои уши и больше никогда не приедут, а других просто не будет. Приходилось втискивать уточняющий вопрос, о ком конкретно идёт сейчас речь. Иначе потом не смогу разобраться в диктофонных записях. Да важно-то даже не что рассказывал, а как! А рассказывал он, с плохо скрываемым, счастьем )))

Наши пять голов зависли над генограммой обширной родословной, пытаясь разобраться, кто кому кем приходиться и по какой ветке.
Маине тоже нужны были наши уши, чтобы сообщить (а, может быть, и пожаловаться), как она «выкуривала», засидевшихся за полночь, приятелей сына.
Комната-то проходная, спать уже пора
- Ребята, вот этот стол надо переставить…
- Ребята вот это шкаф надо разобрать….
- Ребята, диван надо выбросить…
- А когда, тётя Маина? Время час ночи! Давайте, потом?
- Нет, ребятки, нет! Только сейчас! Сейчас же выбросить!
До выбрасывания мебели среди ночи дело так и не дошло. Полуночные посиделки постепенно растворились к удовольствию Маины.

Вот такие милые впечатления от первой встречи с роднёй
Рось +1 924 3 комментария

Красная шапочка или куда мы едем?

Почему мелкокалиберные люди всегда так серьёзны, строги и даже суровы? И если уж они выбирают себе собаку, то непременно огромную и даже две или три… Если выбирают партнёра, то обязательно такой высоты и размера, что, если их двоих соединить и перемешать, а потом снова разделить, то должно получиться две весьма внушительные персоны. Ну, а уж коли галстук повязать, то всенепременнейше с огромным узлом и в руках большой двухзамковый портфель…

Крохотная дощечка-проводница своей неприступной серьёзностью приводила всех обитателей вагона к стойке «смирно!». Кукольная серая с красненькими вкраплениями униформа, и без того безобразно, по нашему обыкновению, сшитая, смотрелась на этой девочки-былиночке, ну, совсем как старый, потерявший форму, мешок. Чувствовалось, что проводница изо всех сил, вероятно, на руках, пыталась хоть как-то подогнать китель под свой размерчик. Завершала же этот живописнейший образ огромная красного фетра шапка, в виде перевёрнутой скороварки, только без ручки, непонятно, каким образом удерживающаяся на ушах. Вот именно эта шапка и вызвала неописуемый интерес и восторг у пассажиров, когда толпа вывалилась на станции подышать свежим воздухом. Люди не разбежались, как обычно, по киоскам, а окружили наше чудо полукругом и с нескрываемым любопытством пытались разгадать, как это шапка умудряется оставаться на месте, а канопущатое личико проводницы вертится под скороваркой то налево, то направо. Шапка парила отдельно, а голова отдельно…Кио отдыхает…

Подъезжаем к станции. Раздаётся строжайший голос нашей дюймовочки по микрофону: «Граждане пассажиры! Наш поезд прибывает на станцию НОВГОРОД. Стоянка пятнадцать минут!» Объявление для глухих было повторено трижды. И это не вызывало сомнения, что мы подъезжаем именно к Новгороду. В рядах граждан пассажиров прошёлся робкий ропот, переходящий в панику: «Куда нас везут? Едем ли мы на восток или поезд свернул на север?» Кто-то разумно вставил: «Ну, что вы, товарищи-господа! Просто проводница знает только этот маршрут и только один Новгород. А Нижний он или в Верхний, или просто Новгород, какая разница?!»
Довершил процесс успокоения голос проводницы: «Наш поезд Москва-Екатеринбург отправляется из Нижнего Новгорода в Екатеринбург…»
Мы едем на восток…
Рось +1 841 1 комментарий
В июне 2016 г. совершила "поломничество" по местам моих предков в Пермский край. Об этом бредил и мечтал мой папа. Это путешествие - как исцеление больной Души моей после горя потери сестрёнки и логическое завершение основного этапа поиска огромного пласта родословной.
Читать надо по очереди по главам.

В моём Путевом Дневнике использованы не только мои фотографии, но и фото, сделанное моим братом Валерием. фотографии из семейного архива Субботиных-Поспеловых. А также, фотографии и материалы из открытых опубликованных работ краеведов Симонова В.И и Кабанова Н.Н., путеводителей по п. Ильинский и статей по истории Пермских городов.

Я еду на восток...

Еду на восток...Поезд тронулся и душа как-то сразу затихла...появилась внутренняя улыбка... Я еду на прародину моих предков в Пермский край... там уже ждут , найденные мною родственники, о существовании которых я не знала ещё год назад. Впереди встреча в музее Пермского Университета , который основал и был первым его ректором брат моего дедушки - Покровский Константин Доримедонтович. Везу им в подарок материалы, которые нашла о его трагической судьбе...Пришло время отдавать...

Я еду навстречу ночи на восток. Поезд тронулся… Душа как-то сразу раскрылась и затаилась… Как же я люблю эту творческую тишину умиротворения… За спиной остались шесть тяжёлых лет, особенно последние три года.
Душа скукожилась от боли, сердце исплакалось без слёз, крик и стон зацепился где-то в горле…
Замкнутое пространство квартиры удавом обвило всё тело…
И вот… я еду на восток…полечить свою истерзанную душу, зализывать раны новыми впечатлениями и дорогой… Тело, сердце вспоминает то состояние тихой радости, когда моя жизнь проходила в дороге по путям и весям наших просторов…встречи с друзьями, любимое дело и ощущение свободного вдоха.
Люблю поезд, смотреть в окно. На самолёте совсем не то: раз и ты уже как из пламя в полымя за шкирку… А где этот трепет ожидания, эти бесконечные леса, кто-то машущий проходящему поезду – мне, да, именно мне… А ещё загадывание желаний и подсчёт вагонов товорняка, как ответ…
Жаль, что на перронах уже всё тоскливо цивильно и нет суетящихся бабушек и тётечек с кулёчками ягод и с пушистыми, румяными, жареными, опасными, но до одури аппетитными пирожками…
Ностальгия…
Как здорово, что я еду в поезде на восток…не в отпуск, а в неизвестность, в ожидании и предчувствии... Прочь таблетки, микстуры…дорога – вот живица для душевных ран…
Вот ведь интересно: когда раньше приезжала на Урал, то сразу возникало это чувство тихой радости – МОЯ земля… И, говорите после этого, что кровь не подсказывает сердцу, где родной дух предков живёт до сих пор.
Я еду на восток….
Леса за окном бесконечные. Сколько ж у нас земли расчудесной. Конечно, зырится на наши просторы заграница, втиснутая, как кильки в бочку… А кто мешал раньше в холод и болота? Селились туда, где потеплее…
Ну, это я так…от распирающего необъятья просторов русских…Как та соседка пошустрее, что успела занять в предквартирном холле углы поудобнее для свалки своего бесчисленного барахла …
Заглянула в себя: и что это я вдруг…? А-а-а-а, понятно: леса, леса, леса… поля заброшенные и хибарки обходчиков путей вдоль дороги, как и двадцать лет и сорок лет, и шестьдесят лет назад…Обидно… Вот и квакаю из болота…
Ну, да, ладно…. Сейчас не о том… Никакого пессимизма – кыш из меня, змея!
Леса-леса-леса, зелень-зелень-зелень такая, что всегда казалось, это зелёная кучерявая перина. Вот как выскочу на ходу из окошка и нырну в эту перину – мягкая, пахучая… и никаких тебе кровососущих и веток-царапок там вовсе нет…Одни птички чирикают…
А на днях мой попугай Маркуша, прогрыз сетку на балконе и, дурашка, отправился в путешествие прямо на улицу… Глупый, глупый птах… Он к нам так же прилетел голодный и измотанный на подоконник, и так же улетел через двенадцать лет сытой жизни в клетке…
Сестрёнка мне как-то сказала: «Птичка в клетке – это абсурд!»
Согласна…Маркуша хоть и родился в клетке, но душа просила свободы и полёта, балкона ему мало…
Вот и я так: лучше один раз взлететь в высь без оглядки, чем всю жизнь ползать по земле носом вниз… Ну, и наплевать, что потом хлопнусь об землю! Зато небо видела!
Я лечу на поезде на восток…

(продолжение следует)
Рось +1 915 2 комментария
Вот мой первый опыт с фотошопом - плакат по генеалогии Сумароковых к генеалогической выставке в Костроме в сентябре этого года. Костромичи, приходите в областную библиотеку будет интересно. Кликните по картинке мышкой раза и откроется нормальное изображение, а то как то превью размазанное загрузилось:
Плакат к выставке в Костроме
Рось +1 1217 2 комментария

Сегодня ДР

Сколько нас?
  • 5062 пользователя
Кто онлайн?
Кто мы?