В 90-е в Москве появилось множество американских христианских проповедников. Многие люди моего возраста и моложе меня с ними активно общались, ходили на собрания и были воодушевлены новизной происходящего. Дочка моей подруги познакомила меня с этими проповедниками. Мне казалось, что это именно то, что мне нужно, что я, наконец-то, нашла единоверцев и единомышленников, нашла свой круг общения. Да… На собраниях читали Евангелие, каждый желающий мог, если хотел, сказать то, что он думает и что чувствует.
Американские христиане были милейшие люди, они играли на гитаре, пели о любви к Иисусу, говорили, что надо только принять Иисуса в своём сердце, а больше ничего не нужно. Бог есть Любовь. И как-то всё это было настолько поверхностно, бессодержательно… А они были так искренни в своей лёгкости…
Русскому менталитету, воспитанному на Достоевском и Толстом, явно не хватало глубины, не хватало серьёзности, размышлений, философии, споров. На втором собрании я сама решила перевести разговор в хоть сколько-нибудь серьёзное русло. Я сказала о том, что меня в том момент волновало: пожилые люди, рождённые в 20-е - 30-е годы воспитывались как атеисты. Они в своё время активно отвергали Бога и всё, что связано с религией. И вот теперь, после распада Союза, они остались без Бога, а их идеалы разрушены. Так вот, я поинтересовалась у американских товарищей, не считают ли они нужным подобрать какую-либо форму христианского просвещения именно этой категории людей? Ведь то, что мы поем о любви к Иисусу, танцуем и радуемся – это больше для молодёжи подходит. А надо бы подумать о наших родителях. На что мне ответили банальной фразой о том, что лошадь можно привести к водопою, но нельзя заставить её пить. Т.е вроде того, что они предоставляют водопой, а если кто пить не хочет, то и фиг с ним. Но они же приехали в Россию проповедовать, а не просто песенки петь, значит, надо бы считаться с местными особенностями. Ну и больше не пошла я к ним. От этого общения осталось ощущение пустоты и досады.
Ещё в те годы в Москве было много кришнаитов. В своих экзотических цветных одеждах они всем предлагали бесплатные книги. Бхагавадгиту и Бхагавату Пурану. С этими книгами я встречусь несколько позже. Интересно, почему тогда это прошло мимо меня? Я не знала, что это очень нужные мне книги и обходила кришнаитов стороной. Странные они были, слишком необычные.
Ещё запомнились Свидетели Иеговы; они ходили по улицам с корзинками и предлагали поговорить и взять литературу. Они звонили в двери и хотели поговорить. И я приглашала их зайти в квартиру, но разговоры наши превращались в споры. Причём я заметила, что спорю не совсем с христианской точки зрения, а задаю вопросы, на которые у христиан нет ответа. И когда я это заметила, я перестала затевать общение со Свидетелями Иеговы, потому что это было нечестно с моей стороны. Я ведь знала, что я к ним не присоединюсь, а они искренне пытались меня приобщить к своей вере.