Иван61 #
17 января 2020 в 16:07
Рейтинг:
0
Так я йогой занимался 1980-83 гг, потом 1989-1990 гг, потом 1993 г. А крестился в 1995 г., венчлся, но регулярно посещать церковь, участвовать в таинствах стал в 2009 г. Это большие временныет ножницы. До 1995 я был атеистом, скорее гилозоистом.
Я много времени посвятил изучению индийской философии, санскрита в шрифте "деванагари" и достаточно много знаю о практиках оги, коих много!
Йога. Секты
В марте 2014 года житель с. Гребнево И.В. Дроздов выступил на Ежегодной научной
конференции слушателей и выпускников ФДО ПСТГУ (Православный Свято-
Тихоновский гуманитарный университет) с докладом по теме «Критический анализ
йоги: православный взгляд».
Список исследованной литературы внушителен – это книги
Чаттерджи Д., Датта Д., Мюллера М., Эллиаде М., йога Рамчараки.
Доклад по данной теме является весьма актуальным – различные предложения по
занятию йогой встречаются на вывесках в Москве, Щелково, Фрязино, многих других
населенных пунктах. Как правило, авторы рекламных объявлений предлагают не только
гимнастику, но и духовное освобождение. Постараемся понять, что же представляет
собой йога с точки зрения традиционного православного мировоззрения, можно ли ей
заниматься и какие плоды за этим последуют.
- Иван Викторович, многие считают, что йога – это одна из многих схожих духовных
практик, к которым относится и христианская молитва, и боевые восточные
единоборства. Давайте попытаемся разобраться – так ли это. Скажите, пожалуйста,
что такое йога?
- Термин «йога» восходит к устным традициям ведических учений 9-8 вв. до Р.Х.,
встречается в текстах и означает «связь, единение, сосредоточение, усилие». Однако
индийские специалисты по философии не согласны с таким толкованием и считают, что
йога-это разъединение с чувственным миром, иллюзией истинного бытия, достижение
душой осознания своего истинного «Я» в процессе этого разъединения. В широком
смысле, йога – это экзистенциальная практика, аскетика, средство для достижения
этической цели в любой из религиозно-философских систем Индии, состоящая из средств
покаяния (нравственного изменения), убиения и подчинения плоти и др.
В целом, в Индии есть шесть религиозно-философских систем «астика», восходящих к
индо-арийскому брахманизму. Все они парны: веданта - миманса, санкхья - йога, ньяя -
вайшешика. Наряду с классическими системами «астика», которые элитарны, эзотеричны,
были доступны только ариям, преимущественно представителям высших варн (каст); в
противовес им в среде аборигенов (дравидов) возникают три нетрадиционных системы
«настика»: буддизм, чарвака, джайнизм. В каждой из религиозно-философских систем
формируется своя аскетика-практика, завязанная на йоге. Йога – это часть религиозного
учения индуистских школ.
Цель любой йоги – это «moskha», освобождение. Эту цель, характерную всем системам,
лучше всех отразил в своем учении Сиддхартха Гаутама (Будда). Sarvi gana dukha aci
(санскр.) – «вся жизнь – страдание». Причины страдания - желания (страсти). И если в
буддизме прекращает страдания нирвана, то в йоге санкхьи - читта-вритии-ниродха, т.е.
прекращение колебаний (беспокойства ума).
Трудно с этим не согласиться, ведь после грехопадения и изгнания из рая вся тварь
стенает, «потому что тварь покорилась суете не добровольно,…. вся тварь совокупно
стенает и мучится доныне», и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в
себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:20-22).
И в православном вероучении есть страдание, но мы покорились привязанностям мира
сего, забыв о Боге, но Бог-Спаситель становится человеком, чтобы мы могли переносить
страдания через соединение с Богочеловеком Иисусом Христом в Таинствах
Православной Церкви. Спасение наше, освобождение от страстей происходит в синергии
с Богом, через обожение, и вся наша аскетика свершается с молитвой и направлена к Богу,
ибо мы понимаем, что только своими силами нам не спастись. Для православного учения
страдания – это путь к вечной жизни после смерти, для йогов страдания – это то, чего
надо избежать.
Характерны отличия между йогой и православным учение в плане аскетики, систем
воздержания. Пищевой аспект православного поста создает нам условия для легкой
молитвы, также и в йоге правильное питание облегчает тело, ум для сосредоточения,
способствует прекращению колебаний ума. Но у нас пища к Богу не приближает: «Пища
не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не
теряем» (1-е Кор. 8:8). В йоге же вы не приблизитесь к «mokha», не устраните колебаний
ума, не избавитесь от страстей, не питаясь пищей «саттвас» (злаки, фрукты, орехи,
овощи).
- Есть ли понятие Бога в йоге?
- Бог йоги — существо вечное, всеобъемлющее, всеведущее и совершенно свободное от
всех недостатков. Тот, кто обладает всеведением, есть бог. По сути, бог в индуизме – это –
«чистое сознание», лишенное колебаний ума. К такому состоянию и стремятся йоги.
Говоря проще, они стремятся к тому, чтобы стать своими силами через чистоту своего ума
богами. Например, главное утверждение религиозно-философской школы веданта звучит
так: «Я и Брахман есть одно», говоря по-русски, это означает: «Я могу стать Абсолютом».
Бог в йоге – это не личность, с которой можно вести молитвенный диалог, а вечное
абсолютное состояние, которое они называют истинным, для такого состояния как раз и
характерно отсутствие колебания ума. Достигается это состояние посредством
соответствующих, направленных на осознание этой истины, последовательных
медитаций, в том числе связанных с йогическими практиками. Бог в йоге – это высшая
степень, которой человек может достигнуть и через занятия йогой.
Бога Творца, Вседержителя в йоге нет. Без отрицания Бога Творца йоги быть не может.
Любая йога отрицает Бога-Создателя, Бога-Личность, Который приходит человеку на
помощь. Йога учит, что обращаться к Богу бессмысленно, надо своими силами
становиться богом, поэтому для православного верующего такое учение – есть ложное,
ведущее к погибели души, к тупику. Поэтому йога не приближает человека к Богу, а,
наоборот, удаляет от Него, формирует в человеке магическое стремление, как при
грехопадении, «самим, без Бога, стать как боги».
Если где-то на занятиях вам предлагают только гимнастику йоги, то это либо просто
красивое модное название, рассчитанное на любителей «иноземных чудес». За таким
название никакой йоги нет, потому что в истинной йоге нет разделения гимнастики и
духовной практики, настоящая йога – это всегда часть духовных практик. Либо
инструкторы вас обманывают и скрывают свои религиозные предпочтения индуистского
содержания, говоря только о гимнастике.
Йога и секты
2013 год. Новосибирский районный суд приговорил к 11 годам лишения свободы
основателя религиозной секты «Ашрам Шамбала» Константина Руднева. Руднев
обвинялся в создании религиозного объединения, посягающего на личность и права
граждан. Вовлечение в секту начиналось с посещения семинаров по йоге, на которых
помощники «духовного наставника» отбирали наиболее подходящих для секты людей.
2012 год. Балерина Анастасия Волочкова в эфире ток-шоу Алексея Суханова
«Говорить Україна» призналась, что ее разрыв с мужем Игорем Вдовиным произошел
из-за того, что тот попал под влияние йога-секты. «Он изменил образ жизни и ушел из
семьи… Он ушел в полную аскезу и реально превратился в зомби», – рассказала
Волочкова.
2011 год. Центр Рерихов, распространяющий учение «Агни-йоги», признан судом
оккультной сектой. Савеловский суд Москвы не удовлетворил иск, поданный
общественной организацией «Международный центр Рерихов» к телеведущему
Владимиру Соловьеву. Организация потребовала опровергнуть заявления о том, что центр
Рерихов является сектой. В 2010 году в ходе передачи на радио «Вести ФМ» Владимир
Соловьев поделился своим мнением относительно центра Рерихов. «Международный
центр Рерихов», как организация, распространяющая учение «Агни-йоги», по его мнению,
относится к оккультным сектам. В ходе судебного разбирательства адвокаты
телеведущего доказали необоснованность претензий. Савеловский суд отказал в
удовлетворении иска в полном объеме.
2010 год. В Т уле к онцерт индийской музыки обратился в религиозное мероприятие.
«Сахаджа-Йога» провела в Туле очередное культовое мероприятие под видом бесплатного
концерта индийской музыки. Концерт проходил в ДК Туламашзавод. Организатором
являлась некоммерческая организация «Фонд им. Нирмала Шриваставы». На афишах
значилось, что выступать будет ансамбль индийской классической музыки. Зрители
должны были насладиться звучанием индийских музыкальных инструментов, увидеть
индийские танцы, а также сари-шоу. Такие объявления были расклеены на тульских
улицах и в детских музыкальных школах. На деле же введенные в заблуждение туляки
попали на очередное религиозное мероприятие. В определенный момент зрителям
предлажили совершить некие действия, якобы способствующие телесному и духовному
здоровью, а в реальности – попросту приобщают их к ритуалу религиозного служения.