О профессиях и образе жизни философоф

Иван61
Опубликовано: 1718 дней назад ( 9 января 2020)
Просмотров: 623
Настроение: отличное
0
Голосов: 0
Среди студентов философских факультетов и преподавателей философии популярна поговорка: «Философ – не профессия, философ-это диагноз». В словаре дается следующее определение термина «профессия»: «Профессия — это род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки, и являющийся обычно источником средств к существованию». Таким образом, профессия требует специального обучения (в специальной школе или непосредственно от учителя к ученику вне формальной школы), а также является источником существования, при этом «являться источником существования»- это достаточное, но не необходимое условие. Владение профессией-это определенный уровень профессионализма в профессиональной области. Этим профессионал отличается от дилетанта, который не имеет профессиональной подготовки в области своего занятия, увлечения, а полученные знания есть результат самообучения.
Таким образом, можно иметь профессию, пройти обучение ей, но источник существования при этом не связан с ней; можно увлеченно заниматься какой-либо областью деятельности (знания), не будучи профессионалом в аспекте прохождения «школьного» обучения. Надо учитывать, что если человек профессионально подготовлен в двух областях, а получает средства к существованию от деятельности в одной из них, то эта деятельность и есть его профессия в узком смысле слова, а в широком он является профессионалом в обеих сферах.
Чтобы не путаться в терминах, будем называть профессионалом человека прошедшего специальную подготовку в соответствующей области, а профессией-деятельность в области профессиональной подготовки при условии, что эта деятельность является источником дохода.
Если говорить о философии в настоящее время, то в данной области можно выделить следующие категории людей, имеющие какое-либо отношение к ней:
1. Академические философы. Это люди прошедшие специальную профессиональную подготовку на философских и теологических факультетах в университетах, и преподающие философию, философские дисциплины в академических заведениях или работающие в учреждениях по виду деятельности, требующей философской профессиональной подготовки. Это широкий круг людей от сотрудников академических институтов философии до учителя обществознания, основ этики и религии в средних образовательных учреждениях.
2. Профессиональные философы по образованию, но работающие в др. сферах деятельности или имеющие др. источник дохода, сохранившие интерес к философии, возможно пытающиеся писать, или пишущие философские работы.
3. Академические ученные, не имеющие профессионального философского образования, как правило, теоретики, интересующиеся философией или выходящие в своей области в сферу метапредметную, метатеоретическую, метафизическую. К этой категории, можно отнести и профессиональных ученных в разных областях (физиков, историков, биологов, юристы), которые работают в институтах философии, учителями дисциплин, требующих профессиональной философской подготовки.
4. Не получившие профессионального философского образования, далекие от философии по сфере деятельности, но глубоко интересующиеся философией, не равнодушные к философскому знанию.
Первые две категории являются профессиональными философами, а для первой-философия – это профессия в узком смысле слова. Данная классификация отчасти верна только для нашего времени, когда науки сильно дифференцировались, а философия перестала быть «матерью всех наук». Обычным явлением стала профессиональная академическая деятельность. В исторически более отдаленные эпохи, многие известные философы не имели специального философского образования, а у многих представителей ителлигенции (и не только) во все времена присуствовал интерес к философии.

Читайте также:

Приглашаю развлечься
Приглашаю развлечься Моя внучка уже вышла из детского возраста, но иногда мы играем в игры из её детства. Правда, темы взрослеют вместе с ней, но это меня только радует. Сначала это была обыкновенная игра в слова, ти...
Штрафы для самозанятых пенсионеров отменяются
Штрафы для самозанятых пенсионеров отменяются "...С наступлением 2020 года эксперимент с самозанятостью будет распространен на всю территорию России, и потому каждый гражданин страны получит возможность стать самозанятым лицом. И для пенс...
Природа математики как науки
Природа математики как науки Проблема обоснования математического знания сводится к обоснованию строгости и непротиворечивости математических теорий. Если они строги и непротиворечивы, то математика не фальсифицируема, а, знач...
Историческое развитие математики
Историческое развитие математики До нас дошли памятники культуры Древнего Египта и Вавилона. О математических знаниях египтян можно судить по двум папирусам, относящихся к 2000 г. до н.э. Один папирус хранится в Лондоне, другой в ...
Комментарии (3)
Иван61 #
9 января 2020 в 13:18 Рейтинг: 0
Стоит заметить, что часто успешная деятельность в литературе, науке, философии осуществлялась дилетантами из четвертой категории. Причем дилетантов удавалось оставить после себя существенный культурный вклад в области своих дилетантских интересов.
«Чтобы наилучшим образом использовать свободное время, человек должен посвящать ему столько же внимания и изобретательности, сколько он посвящает своей работе. Занятие активным отдыхом, который способствует развитию человека, не такое простое дело. В прошлом люди ценили досуг, потому что он давал им возможность экспериментировать и развивать свои навыки. На самом деле, до того как наука и искусство стали профессиями, именно в свободное время люди сделали многие научные открытия, написали стихи, картины и музыкальные произведения. Грегор Мендель делал свои знаменитые генетические эксперименты, поскольку ему нравилось заниматься этим на досуге; Бенджамин Франклин следовал своему увлечению, а не предписаниям своей работы, когда он экспериментировал с электричеством, получаемым с помощью трения линз, и молниеотводами; Эмили Дикинсон писала свои возвышенные стихи, чтобы упорядочить свою собственную жизнь. Сегодня считается, что только эксперты могут интересоваться подобными вопросами; если любители на свой страх и риск пытаются проникнуть в сферы, предназначенные только для специалистов, над ними смеются. Однако любители – те, кто делает что-то из любви к этому – привносят интерес и удовольствие в свою собственную жизнь и в жизнь других людей».
Если говорить о «хлебе насущном», то издательская деятельность не была так развита, и жить от реализации философских трудов было невозможно. Даже писатели и поэты не могли жить только от реализации своих произведений, часто имели спонсоров или имели собственный достаточный доход от ренты, поместья и др.
Таким образом, профессия философа сформировалась не сразу и была связанна с содержанием со стороны государства или церкви. Частное же философствование не могло, да и не может кормить профессионального философа. Ведь, в обыденном понятии, профессией мы называем тот вид деятельности, который нас кормит, т.е. за него потребители или государство, другие социальные структуры готовы платить денежные средства, содержание; но профессиональный труд, чтобы быть оплачиваемым, должен быть полезен обществу, иметь стоимостное измерение. То есть, необходимо ответить на вопрос, сколько ваш труд стоит, скажем, в сапогах, сколько сапог можно за него дать или оценить степень его полезности для социальных структур. Оценить же интеллектуальный труд философа просто невозможно, он неизмерим в материальных предметах, хотя бы потому, что предмет его-метафизичен, связан с предельными основаниями бытия (личностного, культурного, природного….), с бесконечным, а сколько могут стоить мысли о бесконечном, даже красиво изложенные на папирусе, бумаге, в электронном файле….С точки зрения закона стоимости, они стоят ровно столько, сколько готов заплатить за них потребитель, если такой и найдется. Далеко не всегда найдется такой потребитель, да и не всегда он готов заплатить адекватную цену, если измерять труд философа в мыслечасах (хотя такое измерение – трудно представимо).
В истории философии были периоды, когда философы добывали «хлеб насущный», именно философией, за счет ее преподавания в академических заведениях и в частном порядке, отчасти от реализации своих трудов. Это были периоды особой популярности философии, востребованности «мудрости». Но таких периодов не так уж много, да и количество людей, получавших хлеб насущный за философию, было всегда существенно меньше, чем «философов», «философствующих», даже получивших специальное образование (знания) в различных философских школах (то есть, уже по определению являющихся профессионалами). А количество людей, пытавшихся философствовать, погружаться в практику философской рефлексии, а не просто извне знакомиться с философской традицией на «школярском» уровне, всегда значительно превышало, количество получивших специальное образование. Среди известных нам философов, даже современности, большинство не заканчивали философских или теологических факультетов по специальности философия.
Поэтому философы, «влекущиеся к мудрости», во все времена часто занимались философией как «хобби» (говоря современным языком), многие прошли «школьное» обучение, но хлеб насущный зарабатывали или получали другим образом, иногда не относящимся к интеллектуальным профессиям. Но при этом философствование было важной и значимой частью их жизни, а «профессия» часто просто «добыванием хлеба в поте лица».
Необходимо учитывать, что философия является метанаучным знанием, поэтому вполне естественно «философствование» ученых различных областей, возникающее, когда они, занимаясь теоретическими аспектами своей предметной области, выходят за пределы φυσυς, в область μετα φυσυς, если под первым понимать область эмпирически познаваемого.
Большинство философов были эрудитами. Известный философ и математик Мордухай-Болтовский называл философский ум широким, но не глубоким, характеризующийся большей ясностью сознания, чем бессознательной интуицией. Поэтому надо учитывать, что почти у всех философов их интересы, занятия выходили и выходят за пределы метафизической проблематики; они были довольно обширны, в связи с чем, большинство философов были в той или иной мере энциклопедистами. Ведь философия выполняет интегрирующую функции не только по отношению к научному знанию, но и др. областям культуры. Философия является не только метанаукой, рацинально аргументированным мировоззрением, но и саморефлексией культуры, поэтому деятели искусства также занимались философским осмыслением аксиологических аспектов различных сфер культуры, экзистенции человека. Если обратиться к истории русской философии, то видно, что большинство русских писателей философствовали, в то время как в Европе, не считая профессиональных философов, философствовали, преимущественно, ученные. В России, что не философ, то писатель, в Европе, что не философ, то ученный из какой-либо области.
Таким образом, философией занимались представители совершенно разных областей деятельности, с одной стороны, а с др. профессиональные философы в аспекте «школьной философской подготовки», занимались др. сферами, выходя за пределы чистых вопросов философии.
Цель данной книги описать и проанализировать «профессии», занятия, образ жизни известных нам из истории философии философов. Но здесь возникает методологическая проблема, - что относить к философии, что считать философией? Не мудрствуя лукаво, не отвечая на эти извечные вопросы философии, в книге будут рассмотрены философы и их «профессии» в соответствии с классической периодизацией философских культур в истории философии: античная философия, индийская философия, китайская философия, арабо-исламская философия, средневековая философия, философия Возрождения и Нового времени, немецкая классическая философия, современная западная философия, русская философия. Причем предлагается рассматривать только наиболее «знаковых» философов каждой историко-культурной философской традиции в разрезе их «профессиональной деятельности» или способа добывания хлеба насущного, образа жизни, насколько они совпадали с их философскими работами. Данную работу можно считать попыткой систематизации биографических сведений об известных философах в аспекте их профессиональной деятельности». При систематизации биографических данных известных философов использовались материалы Интернета и книги, учебники по истории философии.
В книге автор планирует не только описать, но и проанализировать «профессии» современных профессиональных философов, те сферы деятельности, в которых они более успешно или менее проявляли в различные периоды истории культуры человечества. При этом автор старается не вдаваться в философские взгляды, идеи, а концентрируется только на профессиях, интересах, занятиях, выходящих за рамки философии.
В заключение книги проводится анализ вопроса о необходимости философского образования, её компонента в структуре современного образования, а также на основе исторической ретроспективы автор оценивает перспективы развития философии в ХХI веке.
При подготовке книги, наряду с книжными изданиями, активно использовались Интернет-источники с указанием ссылок на них. Данная книга может быть интересна студентам и преподавателям философских факультетам, а также всем интересующимся биографиями известных великих философов. Работа позволит поступающим на философские факультеты, и студентам философских факультетов осознать, что знания, которые они получают, являются во многом не только энциклопедическими, но и элитарными, что позволит им в будущем широко их использовать в различных сферах деятельности, включая и способы зарабатывания «хлеба насущного».
Иван61 #
11 января 2020 в 13:30 Рейтинг: 0
Интерссны эпикурейцы.
1.4.4. Эпикурейцы

Большинство людей, когда слышат про эпикурейцев, у них возникает ассоциация про этаких сибаритов, любителей чуственных удовольствий. Однако, эпикурейцы, хоть и исповеуют «эвдемонизм», т.е. под высшим благом понимают счастье, а под ним удовольстви, наоборот, призывали к жизни, близкой к жизни монахов. Ведь стремление за богатствами, чрезмерными удовольствиями, славой, деньгами, как раз и приносит несчастье. Поэтому эту «гонку» надо притормозить, т.е. жить в покое, довольствуясь малым, а то и минимумом. Есть поговорка, что счастье –это частное от потребностей и возможностей. Проще снизить потребноти, чем увеличить возможности. Поэтому эпикурейцы и призывали к уменьшению потребностей, а через это и достигается счастье, даже при минимуме возможностей. Их можно сравнить с современными «даун-шифтерами», что переводится с английского как переключение на низшие передачи, на снижение скорости движения по жизни.
Их часто считают атеистами в отличие от стоиков. На самом деле теистами помирровозрению не являются ни первые, ни вторые. Но стоики пантеисты и фаталисты, а эпикурейцы скорее, - деисты. Они не отрицаю богов, но….боги сами по себе,люди сами по себе. Они больше видят свободы воли в действиях человека, и главная свобода, не внешняя, а внутренняя, как и у стоиков. Собственно вся физика эпикурейцев сводится, на мой взгляд, к обоснованию положения, что бессмертия нет, мир наполнен больше случайностью, чем закономерностью, а счастье и несчастье, соответственно, зависит от самого человека, его внутреннего состояния. Поэтому краеугольный камень в учении – этика, а в этика сводится к способам достижения статических удовольствий посредством достижения состояния атараксии. А достигается атараксия через рассуждение, с ограничением эмоционального компонента.
Впоследствии идеи Эпикура были сильно искажены Римом. "Эпикуреизм" в основных положениях стал разниться с идеями своего основоположника и приблизился к так называемому "гедонизму". В таком искаженном виде учение Эпикура дошло и до наших дней. Современные люди зачастую пребывают в уверенности, что эпикуреец - это тот, кто считает высшим благом жизни собственное удовольствие и ради приумножения последнего живет неумеренно, позволяя себе всевозможные излишества. А так как сегодня таких людей вокруг немало, можно подумать, что нынешний мир развивается согласно идеям Эпикура, хотя на самом деле повсеместно правит бал гедонизм. По сути, в этом современное общество находится близко к Древнему Риму периода его упадка. Из истории хорошо известно, что, в конце концов, повсеместный разврат и излишества римлян привели бывшую когда-то великой империю к полному упадку и разрушению.
Философия эпикурейцев просуществовала 500 лет, в эпоху Римской империи вытеснялась стоицизмом, и потом была окончательно вытеснена христианством. Но, в эпоху Возрождения, Просвещения идеи эпикурейцев получили новое развитие у Лоренцо Валла, Раймонди, Гассенди, Фонтенель, Гольбах, Ламетри.

Эпикур (342/341 г. до Р.Х. – 271/270 г. до Р.Х.)

Эпикур – философ - материалист, основатель эпикуреистических этики и образа жизни. Его влияние существенно не только для поздней античности, но и Нового времени.
Родился Эпикур в промежутке между 342-341 гг. до Р.Х. на о Самос. Его отец Неокл родился в Афинах и был школьным учителем. Интерес к философии пробудился у Эпикура еще в подростковом возрасте. 18-летним юношей он прибыл в Афины. Жил в Малой Азии, г. Колофоне, вместе с отцом, когда после кончины А. Македонского регент Македонии Пердикка изгнал с Самоса всех афинян. Там у Эпикура появились ученики, а в 32 года он уже был основателем собственной философской школы.
Изначально местом ее расположения был о. Лесбос, Митилены; позднее философ и ученики обосновались у пролива Дарданеллы в Лампсаке. В 306 г. до Р.Х. школа переехала в Афины, где Эпикур прожил до конца своих дней. Для размещения школы Эпикур купил сад, поэтому за последователями его учения закрепилось название «философы Сада». Эта школа являла собой основного оппонента стоицизма и в эпоху эллинизма стала одной из наиболее влиятельных. Умер Эпикур в 271 или 270 г. до н. э., по сообщению Диогена Лаэрского, из-за камней в почке.
Творческая биография Эпикура была весьма интенсивной и плодотворной. Ему приписывается около 300 сочинений, но до наших времени сохранились только завещание, афоризмы и некоторое количество писем. Эпикур вел характерный для известных философов того времени образ жизни руководителя философской школы. В нем соединялись преподавание и популяризация своего учения, а также образ жизни, соответствующий этическому учению.
Эпикурейскую философию делят на 3 категории – этику, канонику, т.е. учение о познании, и физику. В отличие от стоиков, которые считали разум истинной природой человека, Эпикур, будучи сенсуалистом-эмпириком, видел в этой роли способность чувствовать. С его точки зрения, смыслом жизни человека и конечной ее целью является достижение удовольствий. Однако, здесь и коренятся основные заблуждения в отношении эпикуреизма. Удовольствие по Эпикуру – это отсутствие страха, который приводит к страданию и страстей. Удовольствие, переходящее в страсть, также становится исочникоом страданий. Страдания возникают из-за неудовлетворенных желаний. Эпикур делил желания на несколько категорий: естественные и необходимые; естественные, но не необходимые; и наконец, вздорные - к примеру, стремление к богатству или славе. Причиной несчастья многих людей являются попытки удовлетворить бессмысленные и непомерные желания, а подлинное наслаждение может получить тот, кто обладает способностью ограничиваться минимумом, которого легко достичь. Высшее же наслаждение, по Эпикуру, - это мудрость, невозмутимый покой души, дружба и справедливость.
Таким образом, идеал экзистенции по Эпикуру –это мудрость и атараксия, ограничение своих потребностей естественными и необходимыми с исключением всех др. видов потребностей. Эпикур и его ученики стремились жить в соответствии с этим идеалом. Эпикурейская этика возрождается каждый раз, когда человек в поисках удовлетворения своих безграничных потребностей приходит к осознанию бесплодности этих желаний, также к пониманию, что излишние желания порождают страдания. В тот исторический период близко к этике Эпикура учение Гауттамы Будды, в наше время этика Эпикура реализуется в модном движении «дан-шифтиг», цель которого-ограничение скорости гонки по жизни, которое возможно только при ограничении своих потребностей. В условиях, когда возросшее удовлетворение потребностей у части человнечества угрожает существованию цивилизации, этика Эпикура снова становится актуальным.

Зенон Сидонский (ок.150 до 75 до Р.Х.)

Зенон жил и преподавал в Афинах. Его слушал сам Цицерон. Характеризовался широким кругом философских интересов: этика, филология, математика (критика Евклидовой геометрии). В своей критике геометрии Евклида указывал, в частности, что некоторые аксиомы («две прямые не могут иметь общего отрезка», «две окружности не могут совпадать в какой-то своей части») не являются таковыми и могут быть доказаны лишь при введении новых допущений. Спор возник из-за расхождений в понимании континуума: согласно атомистической концепции, которой придерживались эпикурейцы, континуум состоит из неделимых составных частей, согласно противоположной стоической концепции, сторонником которой был Евклид, континуум непрерывен и не состоит из неделимых.
Федр (ок 138 г. до Р.Х. -70/69 до Р.Х.)

Федр сменил Зенана. Был современником Цицерона, который в молодости познакомился с ним в Риме. Во время своего пребывания в Афинанх (80 г. до Р.Х.) Цицерон возобновил знакомство. Федр уже был пожилым мужчиной и руководил эпикурейской школой. Цицерон использовал эссе Федра О богах использовал при составлении первой книги De Natura Deorum. В эссе были изложены концепции эпикурейцев и более ранних философов.

Тит Лукреций Кар (99-55 гг. до Р.Х.)

У Эпикура были премники, но более 200 лет не было ни одного значительного. Первым стал Тит Лукреций Кар, который стал популяризатором эпикурейства в Риме. Собственно, эпикуреизм в Рме появляется в конце 3 века до Р.Х. вместе с др. философскими учениями. Если стоицизм был воспринят сразу, то к эпикуреизму изначально было негативное отношение. Возможно, это было связанно с атеизмом, гедонистическим искажением эпикуреизма. Первые эпикурейцы ранего Сада были, в сути деистами, они не отвергали бого, но и не видели связи между ними и людьми, т.е. отрицали любые формы богопочитания, что было противно римскому религиозно-практическому духу, да и дух аскетизма противоречил с гедонистически искаженным эпикурейским эвдемонизмом.
Однако, во 2 веке до Р.Х. нравы истиных римлян стали падать, появились стремления к наслаждениям, излишествам, идеи атеистизма, что привело к успешному распространению эпикуреизма.
1 в. до Р.Х. стал «золотым веком» римского эпикуреизма: велико было не столько политическое влияние эпикуреизма, сколько его культурное значение — эпикурейская этика и отношение к богам и смерти отразились в образе жизни, искусстве и поэзии. Среди эпикурейцев были как интересующиеся греческой культурой поэты - Вергилий, Варий, - так и известные аристократы и крупные политики, напр., Луций Кальпурний Пизон, Гай Кассий Лонгин, Гай Требаций Теста, Тит Помпоний Аттик. Необходимость участия в политической деятельности заставила римских эпикурейцев отказаться от одного из самых главных принципов классического эпикуреизма — невмешательства в общественные дела. Аскетическая эпикурейская доктрина была смягчена и приспособлена к условиям жизни римского общества. Квиетизм в частной жизни сочетался у большинства видных эпикурейцев с политической активностью, однако некоторые уклонялись и от участия в общественной деятельности. Можно выделить два направления в римском эпикуреизме: 1) вульгарно-гедонистическое, или псевдоэпикурейское, идущее от Амафиния, и 2) подлинное, сохранившее традиции афинского Сада, однако принужденное быть объектом внешней критики из-за распущенности мнимых эпикурейцев первого направления.
О жизни Лукреция мало изестно. Он известен, прежде всего, как поэт, перу которого принадлежало несколько книг, которые впоследствии были отредактированы Цицероном. Цицерон был идейным противником эпикурейской философии, критике которой уделено немало страниц в его трактатах «О природе богов».
Лукреций жил в эпоху ожесточенной борьбы между основными классами римского общества — рабами и рабовладельцами, а также между малоимущими, но свободными гражданами Римской республики — демократами — и сравнительно немногочисленными состоятельными людьми — оптиматами. Лукреций выражал и защищал интересы прогрессивного слоя средних по состоянию рабовладельцев, которые в туэпоху социально-политических потрясений, завоевательных войн и ожесточенной партийной борьбы, часто разорялись и становились неимущими. Отношение Лукреция к борьбе классов, к существующему политическому строю отразил на страницах своей знаменитой поэмы. Лукреций не защищал рабов, но хотел предупредить борющиеся между собой слои и группы господствующего класса о надвигавшейся катастрофе, призвать их к прекращению внутренних раздоров и междоусобных войн, к соблюдению законов и поддержанию республиканского строя. Поэма Лукреция - это непревзойденный образец художественного изложения античного материалистического мировоззрения, а его философское учение — вершина материалистической и атеистической мысли древности.
Лукреций не только развивал материалистические идеи Эпикура, но и отстаивал их в острой борьбе со сторонниками различных идеалистических учений, прежде всего, стоиками. В борьбе с платониками он отрицал смертность души. В отличие от Эпикура, он –последовательный атеист, указывающий на вред религии и идеи богов. Лукреций – противник суеверий, религиозных предрассудков, представлений о загробном мире, мешающих людям достигнуть счастья в земной жизни.




Эпикуреизм периода Римской империи (1 -5 вв. Р.Х.)

В эпоху Римской империи эпикуреизм потреля свое значение и был непопулярен в западных областх империи. Этико-философское учение сохранялось, в основном, на территтроии Греции, острове Крит и близлежащих областях к «колыбели философии»-Афинам».
О популярности эпикурейской доктрины в восточных провинциях в римскую эпоху свидетельствуют тексты Лукиана и Апулея, Плутарха и Иосифа Флавия, многочисленные эпикурейские эпитафии. Среди эпиграфических свидетельств — надписи, указывающие на существование во II в. н.э. эпикурейской школы в Апамее (Сирия)83. Нам известны имена некоторых эпикурейцев, живших в Малой Азии во II в.: Диогениана упоминает Евсевий, Зенобия — Симпликий, Тимократа— Лукиан. Интересно, что в середине II в. среди видных эпикурейцев находились жрецы. Так, руководитель эпикурейцев в Апамее — Аврелий Веллей Филипп — был жрецом бога Бэла. А в Ли- кии жителями города Родиаполиса прославлялся жрец Асклепия84 и Гигеи, эпикурейский философ и врач Гераклит. Лукиан (Alex. 25) упоминал главу эпикурейцев в городе Амастрис— Тиберия Клавдия Лепида — главного жреца культа императора. О распространении эпикуреизма в восточном Средиземноморье косвенно свидетельствует то, что многие антиэпикурейские произведения I в. до н.э.— II в. н.э. были написаны именно там. Так, Филон Александрийский, более 30 раз упоминавший Эпикура и его учение, критиковал теорию познания и этику эпикуреизма.
Эпикуреизм постепенно угасает и его новая жизнь начинается уже в эпоху Возрождения и Просвещения. В наше время этическое учение эпикурейцев вошло в состав синтетической философии «карианства», основывающееся на синтезе неопозитивизма и античного эпикурейского рационализма. На массово-популярном уровне эпикуреизм, как этическое учение, присутствует в современном движении «даун-шифтеров». Дауншифтинг представляет собой жизненую философию, протиивостоящую идеалам общества потребления, в котором происходит отчуждение человека от его человеческой сущности. Дауншифтинг основывается на устранении неестественнгых потребностей, а также естественных, но не необходимх потребностей. Дауншифтер занимается тем, что ему интересно, удовлетворяя набор минимальных самых элементарных потребностей в самом простом жилище, еде, одежде. Для жизни в соответствии с ценностями даун-шифтинга нужна атараксия от общепринятных атараксии от общепринятой системы потребительских ценностей. Дауншифтинг характеризуется специфическими национально-культурными чертами. Так, «в Великобритании дауншифтинг имеет экологический подтекст («употребление или выращивание органических продуктов, особое отношение к мусору и его вторичной переработке, экономия энергии»), в то время как «в Австралии фокус смещён в сторону смены жилья и места проживания». В России дауншифтинг чаще всего воспринимают как переселение в развивающуюся страну (особенно популярны Индия и Таиланд), при этом источником средств к существованию часто является сдача в аренду квартиры в России.
Таким образом, даун-шифтинг как экзистенциальное философское учение не потеряло актуальности и до наших времен, и многие стремятся к эпикурейскому образу жизни, даже не зная, что основные ценности его сформулированны Эпикуром.
Иван61 #
17 января 2020 в 10:33 Рейтинг: 0
Киренаики, интересно!
Киренаиков часто путают с эпикурейцами, считая, что последние стремились к получению наслаждений, стремились срывать «цветы жизни». Но, эпикурейцы, наоборот, стремились к благу к блаженство посредством ограничения чуственных наслаждений, стремлений к богатству, власти, славе и др. Эпикурейцы считали, что все это, наоборот, не дает счастье человеку, а, наоборот, вавергает его в «пучину» страданий. По сути, они стремились к добродетели, которую видели в ограничении чувств, стремлений, достижении некоторго чуственно-душевного покоя. Киренаики же, наоборот, ценили наслаждения больше добродетели. Счастье – это совокупность частных наслаждений, которые являются противоположностью боли. Но наслаждение всегда индивидуально, для одного наслаждение в чуственных наслаждениях, для другого - в эстетических, для третьего – в умственнх. Поэтому мудрец – самовластен и эгоистичен. Этический идеал киреников во-многом близок разумому эгоизму Гельвеция (18 в. Р.Х), который говорил, что «плачет не по умершему другу, а по тому, что ему не с кем теперь будет приятно провести время. Этический идеал киренаиков – гедонистичен, но он трудно достигаем и даже не достигаем, ищущего наслаждения, убегающего от трудностей ждёт разочарование, о котором говорили киренаки «второй волны» - гегесианцы. Разочаровавшийся в наслаждениях, в их благе, или теряет смысл жизни, или должен устремиться борьбе с влечениями и страстями, то есть, стать эпикурецем или стоиком. Поэтому эпикуреизм преодолевает киренаизм.
Киренаики отвергали занятия науками, как бесплодные. Если благо- наслаждение, то полезно изучать свои ощущения, эмоции, чуства и мысли. То есть, полезная наука для киренаико-психология.

Аристипп из Кирены (435-365 гг. до Р.Х.)

Аристипп родился и вырос в Кирене, североафриканском городе, греческой колонии. Город был богатым и большинство жителей были обеспеченными людьми. Семья Аристиппа тоже была богатой. Образ жизни, приобретенные с детских лет привычки наверняка сыграли определенную роль в формировании будущих философских взглядов.
Аристипп был привлечен славой Сократа, в связи с чем, отправился в Афины и стал его учеником. После смерти Сократа, под старость, вернулся на родину и основал философскую школу, получившую название киренаков. Он отвергал познание природы как бесплодное и ненужное, считая, что все существует для определенного блага или зла, а единственным достойным внимания занятием является отделение хорошего от плохого. Не считал полезной математику, так как человек может познать лишь свои ощущения, которые являются единственным источником знаний и благ. Мерило же добра и зла – удовольствия и страдания. Рассматривая удовольствие как цель жизни, что человек не должен быть рабом наслаждений, а должен властвовать над ними. Советовал иметь столько имущества, сколько можно спасти при кораблекрушении. Лишнее имущесто обременяет и приносит страдания. Высоко ценил личную свободу, поэтому стремился везде жить как иностранец, не становясь гражданином любого государства. Свобода – это средство достижения человеком счастья, потому что она дает возможность и силу отказаться от недостижимого или неразумного.

Феодор Атеист (ок. 340 г. до Р.Х. — ок. 250 г. до Р.Х)

Родился в Кирене, был киренаиком, жил в Греции и Александрии. Был приверженецем атеистического мировоззрения, что для того времени было редкостью. Основал секту «фелодоровцев». Учил, что цель жизни в получении радости и избежании несчастий, и первое является результатом знаний, а второе происходит от неведения. Утверждал, что ради блага, можно пренебрегать общественными устоями, совершать измену, кощунство, воровство. Подробные биографические сведения отсутствуют.

Гегессий (380 до Р.Х. – 280 до Р.Х)

Был прподавателем в киренской школе в Александрии в период правления Птолемея Лага. Преподавал в киренской школе, проповедовал самсоубийство. Исходил из гедонистического принципа киренаиков о наслаждении как высшем благе, но утверждал, однако, что чистого наслаждения все равно нет и удовольствие всегда сопровождается страданием; в такой жизни нет смысла, последовательный гедонизм невозможен,—поэтому жить не стоит. Отдельные его слушатели закончили жизнь самоубийством. Гегесий проповедовал самоубийство голодом, отрицал такие ценности, как приязнь, благодарность, дружба. Птолемей Лаг запретил его чтения. По сути, учение Гегессия представляло отрицание последовательного гедонизма и представляло собой переход к кинизму и стоицизму с идеалом атараксии.

Сегодня ДР

Сколько нас?
  • 5276 пользователей
Кто онлайн?
Кто мы?