п. Ильинский - Разочарования и очарование
Ну, из песни слов не выкинешь. Хочу только оговориться, что это чисто субъективные мои впечатления и, вполне возможно, что я ошиблась в своих выводах.
Валерий зашёл раньше меня в кабинет и уже разговор был в разгаре между ним и руководителем музея.
Сложилось ощущение, что от слов «из Москвы… хотим…» она провалилась в такой страх, кажется, уже не понимала вообще, кто мы и зачем «нагрянули». Вечный неизменный страх «маленького» русского человека – Чеховский персонаж – перед проверками, особенно нежданными…. Мне было как-то от этого неловко и грустно. Нам даже не предложили сесть.
Я решила поправить ситуацию, напомнив, что писала им на электронную почту много раз, просила о встрече. Директор испугалась ещё больше и сала оправдываться, что ничего не получала. Говорила, что , вероятно, письма попали в спам. И сегодня же она немедленно посмотрит…
Я же поняла, что почта вообще не открывалась или письма просто игнорировались, потому, что, либо не хотелось отвечать, либо нечего было ответить, либо просто человек не в теме вообще. Это как-то не укладывалось у меня в голове с образом музейного работника при таком замечательном музее.
Валерий что-то ей говорил о передаче реликвии, подписывали какие-то акты передачи и просили показать из фондов музея фотографии нашей родни.
Слышала нас испуганная тётенька или нет – остаётся загадкой до сих пор. А у меня в тот момент уже закралось сомнение, что наше фото вообще донесут хотя бы до архива музея, не говоря о реставрации. Но всё-таки ещё тлела надежда, что что-то нам покажут или поищут…
Правда Валерию предложили провести экскурсию. Но он отказался, т.к. уже был на ней в прошлый приезд, а сегодня нас ждала встреча с краеведами.
Я же подумала – какой контраст моей встречи в музее Пермского Университета и здесь, в Ильинском. От первой встречи осталось душевное тепло и глубокая благодарность работникам музея. От второй – разочарование, которое усилилось, когда мы долго-долго прождали, что нам принесут запрошенную фотографию Мокрушина, а, оказалось, что никто даже и не собирался этого делать, хотя кивали головами.
Правда, мы внимательно осмотрели музей. Нашли интересные для нас экспонаты, фотографии в самой экспозиции. В частности, фотографию служащих майората, где был и брат наших прадеда и прабабушки – Михаил Петрович Субботин. Позднее мы это фото увидели в материалах краеведа Николая Николаевича Кабанова с пометками, кто есть кто. Крайний справа стоит – Михаил Петрович Субботин.
Музей реально богатый, интересный. Материалы собирались почти сотню лет. И было видно, что многое сделано в далёкие времена, когда формировался музей.
Сами же коллекции начали формировать ещё в начале XIX века: археологические находки, картины крепостных художников Прикамья, предметы звериного стиля. В вотчинском архиве Строгановых хранились документы аж с XVI века и образцы продукции Строгановских заводов.
Служащие увлекались научной и собирательской деятельностью.
Музей заслуживает внимания. Поэтому привожу описание его экспозиций более подробно.
Археологическая коллекция, собранная к 1856 году Волеговым В.А. (1807-1864) насчитывала уже более 7000 предметов. Василий Алексеевич – выходец из крепостных крестьян, управляющий Строгановским имением, историк, археолог, этнограф. Жил и работал в Ильинском.
Затем коллекция перешла семье Теплоуховых, которые продолжили собирательство. На основе уже их коллекции в 1902 году был издан большой атлас «Древности Пермской чуди». Труды Теплоуховых по этнографии не потеряли научной значимости до наших дней.
Многое пропало за смутные годы революции и гражданской войны. Но в 1923 году в Ильинском был всё-таки открыт музей. Инициаторами его создания выступили бывшие Строгановские служащие.
Серебренников Н..Н. (08.07.1900, Верхние Муллы Перм. губ. - 21.05.1966, г. Пермь), стал первым директором музея. Выходец из Ильинского, сын местного священника и учительницы. В дальнейшем музейный работник, собиратель основных коллекций Пермской государственной художественной галереи (ПГХГ), в т. ч. - одной из уникальных коллекций – пермской деревянной скульптуры, историк искусства Урала и Прикамья, организатор и первый председатель пермской организации Союза художников, в 1925 - 1949 гг. – директор Пермской художественной галереи, в 1949 - 1960 гг. – главный хранитель галереи, общественный деятель.
Чуть позже сотрудником музея стал Алексей Александрович Вологдин. Ученик Ф.А.Теплоухова. До революции он работал в лесном отделе Главного Управления вотчиной Строгановых. Ильинцы его запомнили, как прекрасного художника. Изготовлявшего декорации для местного театра, музыканта, организатора квартета при доме Ильинского общественного собрания. В музее хранятся статьи Вологдина по истории края. В том числе уникальная роспись «Объяснения к альбому рисунков и карт по истории рода Строгановых»
Во время Отечественной войны музей был закрыт, и значительная часть его коллекции пропала. В.З. Разумов, комиссар эвакуированного госпиталя, размещённого в Ильинском, в подвале дома, где в своё время жил управляющий, обнаружил библиотеку, и огромный баул. Туго набитый старинными, главным образом французскими письмами. В библиотеке были уникальные издания и рукописные листы. В 1943 году госпиталь отправлялся на фронт, и прихватили с собой часть материалов. Чтобы отвести в Москву. Увы, след этих бумаг не отыскался до сих пор.
В 1944-54 годах музеем заведовала Антонина Григорьевна Кузнецова, сестра А.Г. Шайдурова, первого замечательного фотографа Ильинского музея. Музей насчитывал тогда 2344 единицы хранения. Это было всё, что смогла спасти Антонина Григорьевна после закрытия «первого» музея. В возрождении музея активное участие приняли местные школы.
В 1964 году директором музея становится Геннадий Алексеевич Алексеев. С его именем связано возрождение музея. Он смог убедить местных людей в нужности этого дела, и они стали приносить экспонаты, делились воспоминаниями.
В начале 70-х годов активизируется культурно-массовая работа. Директорами в это время были В.А. Сухарева. Затем А.Д. Жданова. Музей начал оснащаться техническими средствами.
В музее трудились профессиональные историки: О. Кутьев, Н. Голохвастова, А. Лепихин, Н. Соболев, О. Отавин и др.
Экспозиция музея весьма разнообразна. Конечно, это история Ильинского и Строгановской вотчины в XVIII – и начале ХХ в.
Особое место занимает Информация о деятельности «крепостной и посткрепостной» интеллигенции из служащих имения: иконописная мастерская; светская живопись; театр; библиотеки; школы; и фонд семьи Теплоуховых, архив Правления Пермского нераздельного имения Строгановых.
Отдельный раздел музея посвящён старообрядчеству, крестьянскому и купеческому быту.
Есть и уникальнейшие экспонаты: список первой дарственной грамоты Ивана Грозного о пожаловании Строгановым земель в Прикамье; Строгановский бильярд XIX в.; деревянный велосипед «костотряс» первой половины XIX в.; коллекция крестьянской росписи по дереву «обвинская роза»; личные подписи Строгановых и управляющего Санкт-петербургской конторой А.С. Куницына (учителя А.С. Пушкина в лицее).
Личные вещи семьи Теплоуховых – украшение музея.
Представлено и древо Строгановых. (Снимать пришлось кусочками – мои технические возможности оказались слабоваты)
Чтобы просмотреть внимательно всю экспозицию музея, потребовался бы не один день. Мы же обошли музей обзорно, т.к. пришли краеведы. Их приход именно в музей оказался очень полезным. Потому, что именно они «ткнули нас носом» в нужные документы и фотографии.
Напоследок мы сфотографировались группой вместе с работниками музея на фоне исторических портретов.