О поэзии Афанасия Фета

Виктор
Опубликовано: 3438 дней назад (20 декабря 2014)
Просмотров: 2018
Настроение: ничего
Играет: ветер,дождь
+2
Голосов: 2
О ПОЭЗИИ АФАНАСИЯ ФЕТА

Говоря о судьбе русского Романтизма в поэзии, русская романтическая школа развивалась в обратном направлении от Романтизма, например, английского. Если английский романтизм начался с озерной школы сельской идиллии, и шел к байронизму, русский Романтизм 19 века, скорее, наоборот, начавшись с байронизма, двигался обратно - к сельской лирике, в связи, с чем можно упомянуть Афанасия Фета, как, именно, сельского позднего романтика, тем более , что именно, Фета упрекали в том, что Фет чистый поэт, (как упрекали в этом же, и поэтов озерной школы Англии.) Фет и Тютчев - поэты послепушкинского времени, и так сложилось в русской традиции литературоведения, что Тютчева считают бОльшим поэтом, чем Фета, с чем, на самом деле, многие, истинные ценители Фета поспорили бы, не говоря о том, что я бы сказал, что именно Фет является, даже, в большей мере, философским лириком, чем Тютчев. Что бы по настоящему оценить Фета, его нужно читать много, желательно раскрыв полное собрание его сочинений. Среди стихов "шепот , робкое дыханье, трели соловья", (спародированных всеми, кому не лень), у Фета есть какие-то совершенно запредельные стихи, каких вы точно не встретите - у Тютчева, не говоря уже о новизне языка - (практически в Фете уже содержится весь ранний Б.Пастернак. )И Тютчев и Фет уже вышли в 20й век, думаю, именно эти два поэта и были первыми поэтами Серебряного Века, в Тютчеве есть уже ранний Мандельштам, (и отчасти Блок), а в Фете -ранний Пастернак . Что еще хочется заметить? Фет - поэт и Фет - человек два совершенно разных существа, с двух разных планет, с двух разных Воробьевок. Мягкий и временами "сентиментальный" Фет,( каким он, иногда, предстает в стихах) не соответствовал Фету как человеку в жизни. Как человек Афанасий Фет был весьма жестким, деловым и холодным. Не всегда лирический герой похож на автора, между автором и лирическим героем часто случается несовпадение. Например, говоря о Маяковском, можно заметить иное несовпадение, мужественный внешне и в стихах Маяковский был слабым и не мужественным человеком - в жизни, (о чем свидетельствует - множество примеров.) Впрочем, это уже, отдельный разговор.

С кем можно сравнить Фета по человечески? Разве что, с другим поэтом, Некрасовым.
Именно, о Фете и о Некрасове можно сказать, что они были первыми деловыми людьми среди поэтов, первыми дельцами. Некрасов, который знал толк в деньгах, (и поднявший нищий, с времен смерти Пушкина журнал Современник), или деловой поэт-помещик Фет, который писал стихи лишь в перерывах между "делами" по селу, как люди, похожи.

А Фет был именно деловым помещиком.

Как я уже писал, в жизни Фет был одним (деловым, расчетливым, ни капли не сентиментальным и даже жестким) а в стихах, другим. Как это в нем сочеталось? ...Например Пушкина, точно нельзя назвать деловым помещиком. Вот Рембо был деловым на зрелости лет. Правда, в отличии от Рембо, ни Некрасов, ни Фет, рабами не торговали. Но то Франция, а не Россия. И конечно, нужно отдать должное, уровень родной Воробьевки (весьма дикой деревни), Фет очень поднял.

Впрочем, это уже другая история, относящаяся к поэзии Фета, не прямо.

Конечно, объективности ради, следует все-таки заметить, что не смотря на кажущуюся суровость и деловитость, Фет был глубоко несчастным и больным человеком в жизни, и даже умер от приступа в следствии того, что ему не дали покончить с собой на старости лет. Хорошо, что этого не произошло.

А нам просто остались его стихи, своеобразный мир поэзии Афанасия Фета, чьи черты угадываются и сейчас - в сельском русском пейзаже. Словно, даже, не Фет отразил русскую природу, а сама природа взяла черты поэзии Фета, применив их к себе.
Что еще можно сказать о поэзии Фета?. Фет - не чистый Романтик, (как, скажем, Лермонтов, или Батюшков), и не чистый Импрессионист.

Его поэзия располагается между Романтизмом и Импрессионизмом.

Еще Фет считается пейзажным поэтом, и с этим трудно не согласиться. Однако,
У Фета много и совершенно других стихов, совершенно не пейзажных, обращенных к внутреннему миру (или лучше сказать, духовному строю) души, или к Космосу. Чистым пейзажистом, я бы, Фета не назвал.

Например, эти, гениальные на мой взгляд стихи:

* * *

«Измучен жизнью, коварством надежды...»

Die Gleichmasigkeit des Laufes der
Zeit in allen Kopfen beweist mehr, als
irgend etwas, das wir Alle in denselben
Traum versenkt sind, ja das es Ein Wesen
ist, welches ihn traumt.
Schopenhauer

1

Измучен жизнью, коварством надежды,
Когда им в битве душой уступаю,
И днем и ночью смежаю я вежды
И как-то странно порой прозреваю.

Еще темнее мрак жизни вседневной,
Как после яркой осенней зарницы,
И только в небе, как зов задушевный,
Сверкают звезд золотые ресницы.

И так прозрачна огней бесконечность,
И так доступна вся бездна эфира,
Что прямо смотрю я из времени в вечность
И пламя твое узнаю, солнце мира.

И неподвижно на огненных розах
Живой алтарь мирозданья курится,
В его дыму, как в творческих грезах,
Вся сила дрожит и вся вечность снится.

И всё, что мчится по безднам эфира,
И каждый луч, плотской и бесплотный,-
Твой только отблеск, о солнце мира,
И только сон, только сон мимолетный.

И этих грез в мировом дуновеньи
Как дым несусь я и таю невольно,
И в этом прозреньи, и в этом забвеньи
Легко мне жить и дышать мне не больно.

2

В тиши и мраке таинственной ночи
Я вижу блеск приветный и милый,
И в звездном хоре знакомые очи
Горят в степи над забытой могилой.

Трава поблекла, пустыня угрюма,
И сон сиротлив одинокой гробницы,
И только в небе, как вечная дума,
Сверкают звезд золотые ресницы.

И снится мне, что ты встала из гроба,
Такой же, какой ты с земли отлетела,
И снится, снится: мы молоды оба,
И ты взглянула, как прежде глядела.

1864
(А.Фет)

Вот вам и "природный пейзажист" Фет (имею в виду стихи приведенные выше), как многими до сих пор считается. Скорее наоборот какая-та духовная, предельно отчужденная от всего земного (и даже земного я) - лирика. Таков образ Вечности поэта...
* * *

Ave Maria - лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящего мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей,
В тихом предстань сновидении ей!

Ave Maria - лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха.

(А.Фет)

Вопреки распространенной точке зрения, что Фет страдал из-за отлученного дворянства (будучи незаконорожденным ) , все это, вряд ли, соответствует действительности. Фет не сильно по этому поводу переживал. Фет больше переживал из-за трагически погибшей возлюбленной, (по одним сведениям, погибшей по причине пожара, а по другим, покончившей с собой, имея в виду, конечно же, Марию Лазич, являющуюся воплощением Музы поэта), этот мотив, особенно, отчетлив в зрелом Фете.

* * *

Я болен, Офелия, милый мой друг!
Ни в сердце, ни в мысли нет силы.
О, спой мне, как носится ветер вокруг
Его одинокой могилы.

Душе раздраженной и груди больной
Понятны и слезы, и стоны.
Про иву, про иву зеленую спой,
Про иву сестры Дездемоны.

(Афанастй Фет)

А дальше, что ни стихи, то тема, "возьми меня с собой" (подразумевая обращение к умершей возлюбленной.) Фет терзался чувством вины, что не мог на ней жениться. Что могло и послужить причиной смерти его возлюбленной.

Говоря же о природной, сельской лирике Фета, можно заметить то, что , Фета волнуют лишь изменения в природе, погоде, перемены в красках в сменах времен года , фетовская природа в отличии от более-менее стабильной природы Пушкина никогда нестабильна. И в этом смысле Фет так же не вполне "природный" поэт, (перемены в природе являются зеркалом человеческой души с ее переменчивостью состояний.)

В то же время, в поэзии Фета, каким-то образом, сочетаются медитативность и юношеский пыл, который поэт смог сохранить до старости лет.

* * *

Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.

На небе ни клочка лазури,
В степи все гладко, все бело,
Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело.

И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом,
Лениво дума засыпает
Над умирающим трудом.

А все надежда в сердце тлеет,
Что, может быть, хоть невзначай,
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край,

Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста,-
И посвященным только зримо
Цветет весна и красота.

(А.Фет)

За что люблю Фета, у Фета индивидуализированы деревья...

У Фета нет просто деревьев, есть Ива, Береза, Тополь...

ТОПОЛЬ

Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг;
Последний лист разметан под ногами.
Последний лучезарный день потух.

Лишь ты один над мертвыми степями
Таишь, мой тополь, смертный свой недуг
И, трепеща по-прежнему листами,
О вешних днях лепечешь мне как друг.

Пускай мрачней, мрачнее дни за днями
И осени тлетворный веет дух;
С подъятыми ты к небесам ветвями
Стоишь один и помнишь теплый юг.

Фет, 1859

Про каждое дерево отдельное стихотворение. У каждого дерева свой образ, своя тайна, свой сюжет. Интересно и то, что Иву Фет любил больше Березы. Именно Ива священное дерево у славян. Кстати, и я родился в год Ивы.

ИВЫ И БЕРЕЗЫ

Березы севера мне милы,—
Их грустный, опущённый вид,
Как речь безмолвная могилы,
Горячку сердца холодит.

Но ива, длинными листами
Упав на лоно ясных вод,
Дружней с мучительными снами
И дольше в памяти живет.

Лия таинственные слезы
По рощам и лугам родным,
Про горе шепчутся березы
Лишь с ветром севера одним.

Всю землю, грустно-сиротлива,
Считая родиной скорбей,
Плакучая склоняет ива
Везде концы своих ветвей.

(Фет)

Интересно, а возможен ли сегодня поэт такого склада, как Фет?

Поэта характера А.Фета в наши дни представить сложно. Это все равно, что нынешний губернатор Сестрорецка , Рощино, или Комарово, писал бы гениальные стихи - между поездками, приемом граждан и просмотром деловых бумаг. Хотя, кто знает? Может быть и сейчас живет такой вот губернатор - в Ленинградской, или Московской области, пишущий гениальную лирику ночами - куда-нибудь в стол. И даже, не публикующий их в интернете. И хорошо, что Фета узнали (оценив его именно в 20 веке!) а вот поэта-губернатора может, никто и не открыть.

Конечно я имею в виду растущее равнодушие в наши дни к поэзии. В этом смысле 19 век был лучше...

Впрочем, подытоживая все мною написанное.

Передо мной самое большое издание Фета, (которое мне когда-то подарили.)

Чем больше читаю Фета, тем больше убеждаюсь в том что Фет даже еще больший поэт, чем Тютчев. Например, полное собрание сочинений Тютчева не так интересно читать, могу сказать, точно. Не говоря о том, какой Фет разный по форме. К сожалению, то как нам представляли Фета - как исключительно пейзажного лирика являлось ложной и советской оценкой.

У Фета много религиозной, и философской лирики.

СРЕДИ ЗВЕЗД

Пусть мчитесь вы, как я покорны мигу,
Рабы, как я, мне прирожденных числ,
Но лишь взгляну на огненную книгу,
Не численный я в ней читаю смысл,

В венцах, лучах, алмазах, как калифы,
Излишние средь жалких нужд земных,
Незыблемой мечты иероглифы,
Вы говорите: "Вечность - мы, ты - миг.

Нам нет числа. Напрасно мыслью жадной
Ты думы вечной догоняешь тень;
Мы здесь горим, чтоб в сумрак непроглядный
К тебе просился беззакатный день.

Вот почему, когда дышать так трудно,
Тебе отрадно так поднять чело
С лица земли, где всё темно и скудно,
К нам, в нашу глубь, где пышно и светло".

(А.Фет)

И не такой Фет" жизнелюб", (еще одна глупость, которую зачем-то приписали Фету), Фет все-таки не Майков. В любовной лирике Фет скорее декадент. Впрочем, Фет везде разный, и неожиданный.

Читайте Фета - молодые и зрелые , мужчины и женщины. Это - удивительный мир.

Читайте также:

Глава 2, Построение художественного произведения. Тема. Фабула
Глава 2, Построение художественного произведения. Тема. Фабула Глава вторая. Построение художественного произведения. Тема ................................................................................... Каждое художественное произведение. – будь то рома...
О РОМАНТИЧЕСКОЙ ИРОНИИ
О РОМАНТИЧЕСКОЙ ИРОНИИ О РОМАНТИЧЕСКОЙ ИРОНИИ Самое сложное явление в Романтизме - романтическая ирония... Это может быть, и есть самое непостижимое в Романтизме. Романтической иронии посвящено немало философских томо...
О чистой сущности любви романтической
О чистой сущности любви романтической О ЧИСТОЙ СУЩНОСТИ ЛЮБВИ РОМАНТИЧЕСКОЙ Что такое романтичная любовь по определению?...Это любовь чистая, если так выразиться. А чистая, значит без примеси ненависти, или разочарования, любовь без о...
О ГАМЛЕТЕ КАК ХРИСТИАНСКОМ ГЕРОЕ
О ГАМЛЕТЕ КАК ХРИСТИАНСКОМ ГЕРОЕ О ГАМЛЕТЕ - КАК ХРИСТИАНСКОМ ГЕРОЕ Гамлет Шекспира моя любимейшая драма ... Пьеса интересна прежде всего своей историей. На самом деле, драма Гамлет написана по мотивам скандинавской саги о принце...
Комментарии (2)
0 #
20 декабря 2014 в 19:11 Рейтинг: 0
Замечательная статья. Удачи вам, Виктор, на более дружеских сайтах.
Айя #
21 декабря 2014 в 11:04 Рейтинг: 0
Присоединяюсь и тоже желаю удачи! Автор тонко чувствует поэта и передает это чувство нам.
Надеюсь, автора утешит то, что при жизни подавляющее количество талантов остались непонятыми. А будущее впереди!!!!

Сегодня ДР

Сколько нас?
  • 5062 пользователя
Кто онлайн?
Кто мы?