Река моего детства, часть3 (с продолжением)

Мила
Опубликовано: 3590 дней назад (21 ноября 2014)
Просмотров: 1311
+5
Голосов: 5
Публикую часть третью. Будет еще часть 4.
Когда к нашему берегу приставал катер, то его днище начинало бороздить по камням, поэтому на берегу построили дамбу. Она должна была служить пристанью и защищать берег от разлива реки. Дамба получилась внушительной: от реки она была отделена крепкими бревнами, а потом несколько дней на берег возили крупные камни и сыпали песок. Получилось громоздкое сооружение, к которому все лето причаливали лодки и катера. Справа от дамбы получилась небольшая заводь, вода в которой была немного теплее, чем в реке. Поселковые дети тут же обосновались на берегах этой заводи для того, чтобы ловить мелкую рыбешку трехлитровыми банками. Это была очень простая снасть: надо было вылить из банки сок через небольшой квадратный разрез в металлической крышке. Разрез делался обыкновенным ножом. К горлышку банки привязывался длинный шнурок или бечевка, а на дно банки сыпали приманку – хлебные крошки. Утром эти банки укладывали на дно заводи, бечевку крепко привязывали к камню на берегу и все! Вечером банка была полна мелкой рыбы. Мы ставили не по одной банке и потому уловы у нас были неплохими. Сыты были все: кошки, куры и, конечно, люди. На хороший ужин хватало всей семье. Правда, иной раз некоторые банки разбивались о камни на дне из-за волн, которые поднимали проходящие мимо катера. Но это бывало редко.
Дамба просуществовала только до весны. Весенний ледоход в последних числах мая разломал сооружение, унес бревна, камни и смыл песок. Весь берег был завален толстыми льдинами, которые таяли почти весь июнь. Осталась невысокая бревенчатая стенка и небольшое количество камней. С тех пор все большие и малые суда приставали к этому месту. Если это был катер, то его начинало сильно качать на его же волнах. Он бился своим бортом о бревенчатую стену. Пассажиры выпрыгивали на берег, улавливая момент, когда борт катера и стена на мгновение оказывались на одном уровне. Как-то мой отец упал в воду между катером и стеной. Его, конечно, тут же выловили, но он сильно ушибся и испугался. Оказалось, что при падении он сломал несколько ребер. Грудь у него долго болела.
Иногда у берега ставили баржу с каким-нибудь грузом. На берег сбрасывали трап, по которому носили груз в машину. В таком случае поселковые катеристы причаливали к этой барже, и пассажиры шли по узкому бортику к трапу, чтобы выйти на берег. Однажды на катере не было никого из взрослых, а плыли одни дети. Когда мы вышли на баржу, то на нашем пути встал пьяный матрос. Он, ухмыляясь, поджидал мальчишку, который шел первым. Когда они поравнялись, матрос схватил мальчишку за плечи и толкнул его в воду. Тот поплыл к берегу. Остальные, растерявшись, как кролики к удаву, шли к этому дураку. Их он тоже толкнул в воду. Все молчали. Я была последней. Если бы меня толкнули в реку, то я тут же утонула бы. Что мне было делать? Я подошла к пьяному хулигану и сказала ему: «Пожалуйста, не сбрасывайте меня в воду. Я не выплыву, потому что не умею плавать». Он недоуменно уставился на меня, пытаясь переварить то, что услышал. Я воспользовалась его замешательством, прошмыгнула мимо и помчалась к трапу. Он кинулся в погоню, но было поздно. Я успела выскочить на берег. Помню, как мне было страшно и как замирало сердце, когда я подходила к этому негодяю.
Поворот реки был границей нашего поселка, и нам разрешалось ходить только до этого места. На повороте была большая и пологая скала, которая заливалась водой во время половодья. Мы доходили до этой скалы и заглядывали за поворот. Там было тихо и сумрачно. Стоило сделать несколько шагов за поворот, и сразу же исчезал из поля зрения поселок, становилось неслышным поселковое радио, и только вода журчала, переливаясь через камни. Дно реки здесь было из темных гранитных скал, и вода казалась черной. Она крутилась, вспучивалась из глубины, образуя водовороты и завихрения. За поворотом берег резко сужался, и деревья подступали почти к воде. Вся эта обстановка действовала завораживающе. Казалось, что здесь начинается другой мир – фантастический и нереальный.
На берегах нашей реки почти не было песчаных пляжей. Но нашему поселку повезло, потому что, кроме Белой скалы, на окраине поселка находились Собачьи скалы. Они были очень красивы и живописны. Это было нагромождение серых гранитных скал, которые опоясывали поселок с южной стороны. Они преграждали путь реке, и она в этом месте врезалась в скалы и делала крутой поворот. Скалы круто обрывались в реку. Течение в этом месте было просто бешеным. Когда теплоход преодолевал это место нашей реки, то он двигался вперед еле-еле. Иногда проходило несколько часов, в течение которых был слышен шум машин, работавших в полную силу. Наконец, он постепенно затихал, и мы понимали, что опасный перекат остался позади. Зато в обратном направлении все суда двигались на очень большой скорости, потому что им помогало быстрое течение.
Около Собачьих скал был небольшой пляж из песка – так, метра два в ширину и метров пять в длину. Скалы выдавались в реку, и за ними образовалась маленькая заводь. Вода в ней было очень холодной, но не было быстрого течения. Мы находили большие доски, ложились на них и плавали по этой заводи. Но далеко мы не заплывали, потому что нас подхватило бы быстрое течение, и наше плаванье могло окончиться трагически. Мне нравилось лежать на доске и смотреть в воду. Вода была абсолютно прозрачной. Можно было рассматривать песчаное дно, рыб и мальков, которых там было очень много. Песок хорошо прогревался солнцем. Мы буквально закапывались в него и грелись. Это было, пожалуй, единственно место, где сквозь песок и камни не пробивались родники, которые делали берега невыносимо холодными. Да и не удивительно! Ведь они образовывались из тающей вечной мерзлоты, на которой стоял наш поселок. Смельчаки окунались в воду, а некоторые отваживались немного поплавать. Но потом они пулями вылетали из воды и бежали греться к костру, который всегда горел на берегу. В такую воду было страшно даже забредать, не то, что в ней плавать. Да и водовороты грозили затянуть в свою страшную глубину, где было еще холоднее, и судороги в любой момент могли сковать движение рук или ног. Поэтому тех, кто плавал в таких условиях, мы считали очень смелыми.
Солнце в наших суровых краях освещало землю так, что на пляже можно было провести весь день без каких-либо последствий. Мы не знали, что такое солнечные ожоги. Но и загара на нашей коже тоже не было. Мы оставались бледными и белокожими даже летом. Впервые я сгорела на солнце, когда отдыхала в спортивном лагере на берегу Иркутского водохранилища. Ожоги были такими, что мне потребовалась настоящая скорая помощь, потому что тело покрылось волдырями, которые быстро превратились в глубокие раны. Я долго болела. И навсегда научилась быть осторожной и не шутить с солнцем.

Читайте также:

привет! меня зовут Надежда.55.   живу в Курске. работаю.  мне не хватает общения. у меня есть приятельницы но у всех свои дела заботы. здесь мне хотелось бы найти  друзей близких мне по духу и интересам.  и вообще хочется найти новых подруг для реаль
Прогулка по Екатеринбургу
Прогулка по Екатеринбургу Недавно я была проездом в Екатеринбурге (город назван по имени царицы, а область - свердловская - издержки нашего частого переименования городов). Если времени до следующего поезда мало, я захожу в...
Где спят дети
Где спят дети У миллионов детей со всего мира разное детство. Некоторые из них живут в крайней нищете и антисанитарии, отсутствуют элементарные жизненно-необходимые вещи и продукты питания, в то время, как други...
Река моего детства, часть 5, последняя.
Река моего детства, часть 5, последняя. Река начинала замерзать около берегов. При этом сначала замерзала вода у левого берега. Полоска льда с каждым днем становилась все шире и шире. У правого берега густой полосой шла «шуга», а вдоль л...
Комментарии (8)
Ulitka #
21 ноября 2014 в 10:56 Рейтинг: 0
Мила,читается так,как будто сам там присутствуешь.
ВАСИЛЬНА #
21 ноября 2014 в 11:15 Рейтинг: 0
Мила,Вы очень красочно рассказываете.Интересно и с такими подробностями,что рассказ становится очень живым.Я прожила с родителями на реке 11 лет.Дом стоял в лесу в 2 км от деревни.Вокруг лес,дом на горе и под горой река.Родители работали операторами на плотине.Я много времени проводила у воды и в воде.Любила сидеть на лавинках ,смотреть на воду и думать,мечтать...
Мила #
21 ноября 2014 в 17:27 Рейтинг: 0
Васильна, наверное, нет ни одного человека, который равнодушно относился бы к природным водоемам, да и к рукотворным тоже. Я даже представила ваш дом на горе.
Светлана Васильевна #
21 ноября 2014 в 14:31 Рейтинг: 0
Написано, как и предыдущие части, доходчиво и увлекательно. Казалось бы, никаких особых приемов, но при этом сам текст притягивает, а в содержании текста можно просто «купаться». Не пойму, в чем секрет, возможно, действует подача материала. Обратила внимание, что отсутствуют слишком короткие и слишком длинные предложения. В основном равномерный размер предложений…
Мила, желаю дальнейших удач!
Мила #
21 ноября 2014 в 17:05 Рейтинг: 0
Васильевна, спасибо! Но вот вопрос: вы специалист в области стилистики? Я-то далека от правил, которые необходимо соблюдать при написании литературных текстов. А спрашиваю из-за того, что была бы не прочь этим правилам поучиться.
Светлана Васильевна #
22 ноября 2014 в 07:03 Рейтинг: 0
Мила, я не специалист по стилистике. В далекие времена школы ходила в литературный кружок. Наша замечательная учительница литературы объясняла, что содержание, ритм и темп текста должны гармонично сочетаться с размерами предложений и абзацев. Это как композиция в музыке. Сама я писать не умею, только разве сухие заявления... Мила, вы, видимо, интуитивно все правильно объединили. А поучиться, наверное, можно и в Интернете.
Lepestochek #
21 ноября 2014 в 18:50 Рейтинг: 0
Очень интересно и читается легко.
0 #
22 ноября 2014 в 17:19 Рейтинг: 0
Милочка - умничка! У вас есть литературный дар. Развивайте его. Слог оточите - не боги горшки обжигали. А стилистику можно изучить по учебнику, Васильевна правильно подсказала, в интернете полно информации по этому вопросу. Когдая я училась в американском колледже и нас учили писать эссе, то начинали мы его с плана: голова-тело- заключение. Голова всегда начинается с основной мысли, лежащей в основе сюжета, чтобы сразу дать понять о чем будет рассказ и привлечь внимание читателя. Тело, состоящее из абзацев, развертывает сюжет рассказа.... и т.д. Удачи, Милочка.

Сегодня ДР

Сколько нас?
  • 5266 пользователей
Кто онлайн?
Кто мы?