Можно ли считать Ветхий Завет экстремистской книгой?

Южанин
Опубликовано: 2360 дней назад (21 мая 2018)
Просмотров: 982
Настроение: *
Играет: *
-1
Голосов: 1
Противоречивые мнения вызвали высказывания протоиерея Всеволода Чаплина в эфире радиостанции «Эхо Москвы» о том, что «Ветхий завет прямо санкционировал уничтожение большого количества людей для назидания остальных». Diletant. media решил разобраться в этом вопросе, спросив экспертов, действительно ли Ветхий Завет содержит призывы к убийству, как это объясняется, и можно ли считать Ветхий Завет экстремистской литературой…
В качестве экспертов приглашены :Роман Лункин,ведущий научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, религиовед и Александр Невзоров,журналист,публицист.

Прим. Слово «бог» написано со строчной буквы по просьбе Александра Невзорова, подчеркнувшего, что «бог — это профессия».
Вопросы:

Содержится ли в Ветхом Завете осуждение определенного образа жизни?

РОМАН ЛУНКИН
Любая священная книга предлагает совершенно определенный образ мысли и мировоззрение, которое считает истинным. С этой точки зрения, конечно, есть осуждение другого образа мыслей, другой жизни. Как фундаментальная книга христиан и иудеев Ветхий Завет даёт определённые предписания, которые концентрируются на 10 заповедях, и это осуждение аморального образа жизни.
АЛЕКСАНДР НЕВЗОРОВ
Эта книга является хрестоматией всяческой нетерпимости. Там прописан один единственный образ жизни, приемлемый с точки зрения древнееврейского бога и всех, кто эту книжку сочинял. Все остальные просто не рассматриваются и не имеют права на жизнь. Абсолютная пропаганда религиозной нетерпимости.

Говорится ли в нём о превосходстве и исключительности людей определенной религиозной принадлежности?

РОМАН ЛУНКИН
Смотря как рассматривать. Есть много разных подходов. Это зависит от угла зрения. Даже не каждый богослов читает Ветхий Завет одинаково. Со светской точки зрения он представляет собой мифологический срез мышления еврейского народа и древней истории Ближнего Востока. То есть с этой точки зрения нет никакой пропаганды превосходства, поскольку это исторический и культурный памятник. Даже с точки зрения богословов тоже нет превосходства, потому что для христиан, мусульман и иудеев это не является пропагандой превосходства религии, а являет собой образ и личность бога.
АЛЕКСАНДР НЕВЗОРОВ
Говорится на каждом шагу. Непосредственно народ божий, избранный, возлюбленный народ бога — древние евреи — ставятся гораздо выше любой другой национальности, гораздо выше, чем любые другие люди. Более того, бог постоянно обещает, что он под свою руку заберет чужие земли и отдаст им, обещает им, что «возьмете земли и просторы под руку свою». На каждом шагу пропаганда национальной, расовой и религиозной исключительности.

Есть ли в Ветхом Завете утверждения о необходимости наказания каких-либо людей по определенному признаку?

РОМАН ЛУНКИН
В нем достаточно много сюжетов, когда сам бог наказывает представителей разных народов и наказывает за многобожие, за идолопоклонство, за невыполнение каких-то божественных предписаний. Однако и для самих верующих, и для неверующих людей как и для любого образованного человека всё, что написано в Ветхом Завете — это миф в хорошем смысле этого слова. Миф не как неправда, а как исторически обусловленный литературный образ. Священное писание даёт много указаний по нравственным вопросам, но не предписывает для современного человека, что надо кого-либо осудить, убить или сделать что-либо с другим человеком. Такого в Ветхом Завете нет, и современному человеку нужно постараться, чтобы придумать это там.
АЛЕКСАНДР НЕВЗОРОВ
Опять-таки на каждом шагу. Мы можем вспомнить несчастных отроков, которые какой-то не тот ладан положили для воскурения, которые были немедленно убиты богом. Демонстративно, прилюдно. Мы можем вспомнить, как осмелившиеся как-то не так нести ковчег завета слуги были немедленно поражены и убиты. Можем вспомнить о том, что бог впрямую обещает блаженство тем, кто убьет чужого ребенка — возьмет и разобьет его голову о камень, как в 136-ом псалме. Что бы вы ни спросили, по всем параметрам Ветхий Завет — абсолютный учебник религиозного и национального экстремизма. Там ничего другого и нет.

Есть ли в Ветхом Завете оправдания возможности физического уничтожения людей?

РОМАН ЛУНКИН
В Ветхом Завете нет оправдания физического уничтожения людей. Там есть описание ситуаций, когда это происходило. Именно оправдания там нет и не может быть. Есть, конечно, безумные люди, которые называют себя верующими и совершают реальные преступления, но это не имеет отношения к религии и Ветхому Завету.
АЛЕКСАНДР НЕВЗОРОВ
Есть не только оправдания, но и прямые призывы убивать раненых, инвалидов, слепых, несовершеннолетних. Иссекать детей во чреве их матерей — это значит укунтрапупливать одновременно беременную женщину и её плод — они это очень любят в Библии. Там есть и оправдания, разумеется, и прямые указания это делать.

Отличается ли вектор Нового Завета от Ветхого Завета?

РОМАН ЛУНКИН
Совершено очевидно, что новозаветное мышление изменило представление о Ветхом Завете. Если ранее Ветхий Завет был единственным и жестким законом, который давал предписания на все случаи жизни, где образ бога был довольно грозным, Новый Завет стал второй частью священного писания. Христианское понимание продолжило ветхозаветную традицию единобожия, но религиозная традиция стала более открытой, милосердной, основанной на принципах любви и доброты.
АЛЕКСАНДР НЕВЗОРОВ
Библейский бог — это одно и то же существо с богом евангельским. В христианстве не два бога, а один, это монотеистическая религия. Иисус Иосифович — это то же самое существо, которое зачем-то убивало миллионы людей в водах потопа, насылало проклятия, проказу, уничтожало всеми возможными способами. Но вот в какой-то момент это существо сменило имидж. Хотя и Иисус тоже демонстрирует удивительную нетерпимость и удивительную злобу. На каждом шагу шантаж, на каждом шагу экстремизм.

Источник: портал ,,Дилетант,

Читайте также:

Тренируем  МОЗГ
Тренируем МОЗГ Может быть, ты думаешь, что твои интеллектуальные возможности уже на пределе? Ничего подобного, нам всегда есть куда расти. Быстрые решения, феноменальная память, нерушимая логика и блистательный и...
Экологическая акция «Чистый берег».
Экологическая акция «Чистый берег». Экологическая акция «Чистый берег». В Новосибирской области прошла экологическая акция «Чистый берег». Приобское инспекторское отделение ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Новосибирской области» Провел...
Живи, родник, живи.
Живи, родник, живи. Мы с командой Волонтёров благоустраивали родничок на территории Национального Парка Нечкинский. Любимое место отдыха Чайковцев и гостей . Рядом знаменитые " Слоновьи ноги", куда водят эк...
Фотоотчет..
Фотоотчет.. Давно ничего не писала здесь.Огород,посевная,потом прополка...Даже фотографирую мало.Да и погода не очень.Цветов мало в этом году,только ранние пионы хорошо отцвели Ирисы-красавцы Даж...
Комментарии (9)
ВАСИЛЬНА #
21 мая 2018 в 13:28 Рейтинг: +1
Ясно же,что надо бить по основам,что скрепляют русский народ и объединяет.Вот и за веру взялись.Экстремистов из верующих делать.Я не знаток религиозных книг,но в меру верующий человек и у меня таких наклонностей нет.Думаю и у большинства православных тоже."Эхо Москвы" не люблю слушать.Особенно не уважаю Матвея Ганопольского.
А перевернуть можно любое учение.Даже то,что "дважды два четыре"
ТовариСЧ #
22 мая 2018 в 01:09 Рейтинг: +1
Абсолютно согласен с Васильной. Подобные "исследования"настроены именно на разрушение. Да и вообще, там где Невзоров, там всегда такое происходит. Не думаю, что нормальный христанин должен читать подобные вещи. Слово ВЕРА, оно и подразумевает веру, а не желание вывернуть все наизнанку. Умный человек читает литературу с двухтысячелетним возрастом так, как и должен - видя главное в этих книгах, а свойственное тому времени, когда они писались, принимая как второстепенное и не имеющее главного смысла. Очень многие вещи сегодня мы не можем понять, а тогда они были абсолютными реалиями того времени. Прошло немало времени, пока они изменились. Причем с помощью веры, в том числе.
Южанин #
22 мая 2018 в 17:37 Рейтинг: 0
То,что Невзоров мудак конченный - общеизвестно,да и не о нём речь...!!Но я не замечаю основательности аргументации у его продвинутого оппонента.Более того,отстаивая свои принципы,Лунгин это делает робко и неубедительно!!Казалось бы,ведущий научный сотрудник,знаток религий и библейской лит-ры,...кому,как не ему раздавить этого эстетствующего фрайера обвалом доводов и неопровержимых аргументов!! Ан нет.Напрашивается вывод: - сам источник допускает некий люфт в трактовке или двойственность,а порой противоречивость в понимании описываемых событий и утверждений.
И вообще,обратите внимание ,кто дал старт данному ,,исследованию,,- священнослужитель,известный протоиерей!!!Не значит ли это,что у них там,в ,,консерватории,,тоже нет единого подхода к толкованию Ветхого завета,который по своей сути отнюдь не человеколюбив.Для повышения градуса любви и человеколюбия религии,раннехристианским апологетам надо было что-то срочно предпринять,дабы сохранить ,,стадо,,- появился Новый завет!!
ТовариСЧу: - Витя не совсем согласен с тобой.Во-первых,термин ,,нормальный,,по отношению к последователям любой религии,на мой взгляд,звучит,мягко говоря,некорректно - или он христианин,или мусульманин,или...и т.д. или он просто человек вне религии,вне веры.Хотя любой человек не чужд веры.В душе каждого Бог,так или иначе,присутствует, в ощущении Вечности,в ощущении Высшего начала.Но вера вере рознь.Например,в Послании к евреям дается классическое определение веры: Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом…Ну хорошо,если ,,умный человек,,)))читает лит-ру с 2-х тысячным возрастом,а как быть не очень умным...??))Как быть простому челу,вбивать в мозги мёртвые,2-х тысячные догмы чуждой религии,чуждой культуры,чужого народа????Стать фанатиком???Вера, основанная на простом признании факта существования Бога и Его Промысла, на слепом и невнятном исповедании Христа Сыном Божьим, сродни бесовской. Ведь и демоны вопили, кричали Христу: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф.8:29); ведь и демоны веруют и трепещут (Иак.2:19).Всё дело в Божественном откровении!А каждый ли из нас сподобится познать его?
И напоследок,в качестве справки.Ветхий завет,это часть еврейской Торы.Самые древние части Ветхого Завета: Пятикнижие, книга Иисуса Навина, книга Судей, ряд пророческих книг — были созданы более чем за пять веков до Рождества Христова.Поэтому ключевая проблема, встающая перед каждым исследователем и переводчиком ветхозаветных книг, — это проблема текстологическая.Отсутствие рукописей, отражающих первоначальный этап существования книг Ветхого Завета, делает практически невозможным решение задачи о восстановлении его древнейшего еврейского оригинала. Наше знание об оригинале Ветхого Завета базируется главным образом на источниках, которые следует считать косвенными, а именно на позднейшем еврейском рукописном материале и на древних переводах. Очень часто эти источники не вполне согласуются друг с другом.Вот этот учёный тезис - ,,Наше знание....следует считать косвенным,,- превращает все диспуты на библейские темы,в театр абсурда.Так что,дорогие друзья,веруете?,ну и веруйте на здоровье!! laugh
Людмилочка #
22 мая 2018 в 19:00 Рейтинг: 0
Являясь, скорее, агностиком, стараюсь на религиозные темы не рассуждать, не считаю себя компетентной. О Неверове в данном контексте тоже говорить не буду, все мы его знаем и в другом ключе.
А вот в чем могу согласиться с Южанином, так это в том, что священослужитель в своих ответах занимает как бы оборонительную позицию, и не вижу особой убежденности. Уж почему - судить не берусь. Свойство характера? Некомпетентным, вроде, быть не может по определению. Сам в чем - то сомневается?
ТовариСЧ #
23 мая 2018 в 00:35 Рейтинг: 0
Сомневается ли сам священнослужитель? Ответ на вопрос прост. Священнослужитель- не святой и даже не особый человек, если он не доказал это. Он - самый, что ни на есть нормальный,живой человек и ничто человеческое ему не чуждо. Он - СЛУЖИТЕЛЬ в церкви, то есть человек, исполняющий работу. Такую же, как тысячи других. Вопрос компетенции его - это вопрос образования, а вопрос соответствия своей должности и Делу, которому он служит - вопрос отбора и проф.подготовки, а также - совести его. В любой религии всегда существовали "диссиденты" от церкви. Были такие и есть также и в православной церкви.

Справка: Протоиерей Всеволод Чаплин освобожден от должности главы синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Как сообщается на сайте синодального информационного отдела, такое решение принял Синод РПЦ.
Валентина #
23 мая 2018 в 21:41 Рейтинг: 0
Все чаще прислушиваюсь к словам священников на ТВ или Радио. Раньше просто перепрыгивала через эти программы.
Мне приносят эти передачи какое-то успокоение. Надоело слушать дебаты политиков. Хочется чего-то такого... мирского.
Есть же рассказ нашего любомого ТовариСЧа Дорога к храму
Я не знаю, будет ли и у меня дорога. Не знаю. Может просто старею?
ТовариСЧ #
24 мая 2018 в 11:48 Рейтинг: 0
Валюшка, если ты уже стала искать эту дорогу, то обязательно найдешь! Нашему поколению, в голове которого нет Бога, впитанного с молоком матери, его в нас не вкладывали, а кто искал - выбивали из головы. Именно поэтому очень трудно найти свою дорогу, но еще труднее идти по ней. Однако главное - хотеть этого. Пусть не получается, пусть трудно и непонятно - нужно верить в то, что эта дорога - верная и та, по которой нужно идти.
Валентина #
24 мая 2018 в 21:18 Рейтинг: 0
Вить, одно я знаю, я пока ни к чему не готова. :)) Может еще все впереди? А я опять прочитала твой рассказ, как в первый раз. По-другому его почувствовала. Да просто от тебя, от твоих рассказов таким теплом веет. Веришь всему безоглядно тому, что ты пишешь, как рассуждаешь. И вообще, это очень удобно. Что непонятно - к тебе с вопросами. Ты все на свои места ставишь. Думаю, если ты не был бы капитаном, обязательно бы стал священником, и тебе бы верили! :))
ТовариСЧ #
25 мая 2018 в 00:28 Рейтинг: 0
Спасибо, Валюшка, на добром слове tylpan

Сегодня ДР

Сколько нас?
  • 5062 пользователя
Кто онлайн?
Кто мы?
Сегодня день рождения: