Московская газета "Труд "приводит следующий рассказ шахтера-проводчика шахты "Пролетарская диктатура":
"Все члены моей семьи - шахтеры: два сына - Василий и Семен, три дочери - Вера, Мария, Eлена и невестка Евгения составляют одну бригаду шахтеров-проходчиков, которой руковожу я... Вот уже 40 лет, как я работаю на шахтах.
Четыре женщины из одной семьи работают шахтерами. Все они целый день в шахте, под землей добывают уголь и напрягают все свои физические силы, чтобы выполнить и в два раза перевыполнить установленные и без того высокие нормы. После такой в два раза более трудной, чем у всех мужских бригад, работы в шахте, они, вернувшись домой, должны еще готовить пищу, стирать белье, чинить одежду убирать помещение и т. д. Такова реальность.
Женщины-грузчицы. Советский писатель Вл. Немцов упоминает о женщинах-грузчицах на Волге. Он заметил на волжских пристанях обычную бестолковщину, вследствие которой имевшиеся механизмы для подачи грузов бездействовали. Вл. Немцов пишет:
"Подъемные краны, бесконечные ленты транспортеров и... грузчицы с мешками на плечах... Так же обстоит дело с механизацией погрузки соли или камня. Соль бывает обычно слежавшаяся и женщины раскалывают ее ломами"
Женщины грузят мешки с мукой (тяжелее веса самой женщины), мешки с солью, мешки с цементом, грузят камни, лес, железные балки и т. д. И всё это вручную, своими силами, на своей спине. И хотя в СССР в целях пропаганды поэтизируют такой труд женщин, хотя поэты пишут:
"Шикарно взвалив под Слюдянкой
цементный мешок на плечо,
С какой величавой осанкой
Чалдоночка кинет: "Ничо". – Автор Евтушенко.
Но для женщины - "чалдоночки", работающей грузчицей и с утра до вечера взваливающей на свои плечи мешки с цементом - это совсем не шикарно и отнюдь не "Ничо", а тяжелый изнурительный и почти непосильный труд.
Женщины-металлурги. Советский писатель Ф, Панферов в своем романе "Большое искусство" приводит еще одну зарисовку женского труда в металлургическом цехе, который он посетил в своих профессионально-писательских целях:
"Тут все кипело, гремело, скрежетало, пахло гарью, и стоял звон, стук молотов. Из горна женщина щипцами доставала раскаленный кусок железа. Сосед рабочий подхватывал у нее кусок..."
Это подается Парфеновым как трудовая романтика, но... женщина стоит у горна и вытаскивает из огнедышащей пасти тяжелые, добела раскаленные куски металла. Такую работу выдерживает не всякий мужчина: вытаскивать щипцами тяжелые куски железа в условиях обжигающей температуры - работа очень тяжелая и женский труд здесь не должен применяться, но, как видим, он применяется.
Советская писательница Галина Николаева в своем романе "Битва в пути" дает зарисовку работы женщин в связанном с металлургией земледельном цехе завода.
"В углу, отведенном для земледелки, облаком стояла едкая пыль. Медленно вращались лопасти, вздрагивали бункера и с ног до головы перепачканные женщины на глазок засыпали песок, глину, добавляя воду...
- Сколько ты льешь? Как ты льешь? - повернулся он (директор Бахирев.-К.) к худой, старой женщине.
- Как семь лет лила, так и восьмой лью... - вяло ответила она. Под глазами у нее лежали мертвенно-синие тени. Верхних зубов не было и губа запала...
Бахирев взглянул ей в глаза и встретил тусклый и ко всему безразличный взгляд".
Она восьмой год тяжело работает, окутанная едкой пылью, и она смертельно устала от такой работы. Но она не может не работать.
Женщины-дорожные рабочие. Советская писательница Евг. Васютина дает зарисовку работы женской бригады, занятой под руководством мастера-мужчины ремонтом железнодорожного полотна - укладкой шпал, подбивкой щебня и т. д. Был перерыв на обед и одна из работниц, еще молоденькая девушка, набрала букетик полевых цветов и трогательно подарила его другой работнице.
"Через полчаса эта беленькая девочка, сама чистая и робкая, как первый весенний цветок, пойдет на насыпь, возьмет лопату и до вечера будет гнуть спину, а мастер, неприятно и страшно кривя рот. будет орать на нее. И на красивую желтоволосую женщину, и на приветливую тетку Палашу. На всех будет орать, а они, тяжело справляясь с дыханием, будут выворачивать тяжелые камни, грести "шшебенку", штопать полотно, перетаскивать рельсы".
И так каждый день с утра до вечера женщины ворочают шпалы, рельсы, камни - ремонтируют проходящий по лесам и болотам железнодорожный путь. И с утра до вечера мастер беспощадно ругает их площадной бранью: он должен выполнять план.
Женщины-бетонщицы. Советский писатель А. Кузнецов в своей повести "Продолжение легенды" говорит о женщинах-бетонщицах:
"Сегодня мы кончили водослив - девушки руками заглаживали откосы. Это те самые знаменитые водосливы, которые рисуют на картинах, когда хотят показать гидроэлектростанцию. Да, их заглаживают руками снизу до верху, всю покатую, как застывший водопад, стену. Просто и обыкновенно: сидит Даша, возле нее ведро с мутной водой, дощечка, кельма - и мажет, развозит, заглаживает, как в деревне бабы мажут печи. Сверху вниз жутко смотреть: как поскользнешься, как поедешь вниз, тут уж не остановишься".33
В 1967 году советская писательница Л. Кузнецова говорит о работе бетонщиц на строительстве Саратовской гидроэлектростанции:
"Десять бетонщиц с совковыми лопатами в руках принимаются за работу - выстраиваются по откосу какой-то хитрой лесенкой и начинают "гладить". Высокие резиновые сапоги их вязнут в серой каше. Сначала лопаты так, потом ребром, потом совковой выпуклостью. Опять ребром. Опять выпуклостью. Вот так. Еще раз. Лязг. Лязг. Постепенно краски стираются. Котлован окутывается туманом. А бетон все идет и идет. Женские руки не знают устали".
Женщины-плотники. На тяжелых и необычных для женщины работах нередко происходят и несчастные случаи. Советский писатель А. Кузнецов в своей повести "Продолжение легенды" рассказывает о своем знакомстве с девушкой-плотником, работавшей на циркульной пиле.
"Когда меня знакомили с ней, она робко выбралась из своего угла, из-за стола, покраснела как мак, и шепнула, не подавая руки: - Оля!.. Я протянул руку, она неохотно подала свою, я почувствовал, что ее ладонь неестественно узкая, какая-то ненормальная. Краем глаза заметил: у нее нет большого и указательного пальца, срезано начисто чуть не полладони".
Оля стала калекой, но она безропотно продолжает работать на строительстве.
Женщины-лесосплавщицы. Советский писатель И. Зыков в своей работе "В лесах севера" рассказывает о жизни женщин, работающих по сплаву леса (бревен в плотах). Лесосплав - работа трудная и опасная. Надо день и ночь вести плоты по реке так, чтобы они не сели на мель, не застряли и не разбились. И. Зыков говорит о сплавщиках по реке Мезень, протекающей по глухим местам далекого севера и впадающей в Белое море. В бригаде шесть парней и четыре девушки. Вели они шесть плотов или "паромов". На реке были отмели и заторы.
"Вся команда бродила по воде, не раздеваясь - парни кто в чем, а девушки в юбках, надетых поверх лыжных костюмов. В одежде теплее. Холодно только сначала, при погружении, когда сквозь одежду приливает к телу первая вода, а потом она согревается. Дно у реки неровное. Местами вода до щиколотки, а рядом яма человеку по грудь. Парни и девушки бродили всю светлую ночь и целый день. Только к вечеру все шесть паромов стояли на привязи...
Раскололи топорами бревно, запалили на берегу жаркие костры. Сушились, тоже не раздеваясь. Сидели около костров, а от людей валил густой пар. Сварили в котле соленую треску, вскипятили чаи. Попили, поели, легли на камнях около костров спать. Через два часа проснулись от холода. Температура воздуха и днем и ночью почти одинаковая, но спящему человеку всегда кажется холоднее"35.
Как видим, работают в воде всю "ночь и целый день" без перерыва. Питаются соленой треской и отдыхают на камнях, поедаемые комарами, а часто и под проливным дождем. Когда в низовьях реки сдадут плоты они возвращаются пешком по лесам и болотам на верховья реки за новыми плотами. Зимой работают на лесопунктах, валят деревья, обрубают топором сучья, подают бревна к реке, чтобы весной начать следующий сплав.
И чем партия и правительство вознаграждали женщин за такой тяжелый труд: грамотами и медалями, да пустыми званиями, типа ударника комтруда. Да жалкими продуктовыми пайками на праздник.
А при царской власти женщин допускали только до работы на ткацких и прядильных производствах, да в разных пошивочных мастерских, да прислугой в домах. Тяжелый мужской труд для женщин был запрещен законодательством. Работая на фабриках до революции, женщины не обслуживали по 30 станков, как заставляли их это делать при советской власти, устраивая соцсоревнования, и вынуждая бедняжек надрываться, безостановочно бегая вокруг этих пресловутых станков.
z.ru/women/texts/kurgan2r-1.htm
Из детства помню один случай. На восьмое марта в доме культуры нашей местной ткацкой фабрики в зале собрались работницы, а мы, дети, поздравляли их со сцены стихами, а по окончании бросили в зал тряпичные цветы. Как они бросились их хватать! Мне было 12 лет, но меня это сильно поразило тогда.