п. Ильинский - Театр крепостных
По словам Ильинских потомков, театр существовал примерно с 1820 года, а то и раньше, и продолжал периодически действовать и после отмены крепостного права. Я склонна считать, что это так, потому что есть фотография труппы, где снят мой прадедушка примерно в возрасте 17-18 лет. Значит труппа была ещё в 1877-78 годах.
Мой прадед Фёдор Петрович Субботин сидит на полу слева.
А отмечен галочкой стоит слева - мой прапрадед Пётр Михайлович Субботин
Театр был постоянно действующим и пользовался невероятной популярностью у населения не только близлежащих сёл, деревень, заводов, но и у гостей из Перми. Поговаривают, что этот театр был даже лучше Пермского. Были особенности у этого театра, которые ставили его на обособленное место среди крепостных театров.
В начале XIX века управляющими вотчиной Строгановых стали люди довольно образованные. Это как раз те, кого отправляли из среды крепостных на учёбу в Петербург или, прошедшие там же обучение в собственной строгановской горнозаводской школе.
Испробовав «столичной культуры», новые служащие, вернувшись в Ильинское, заводят хор, оркестр и даже театр. Хорт существовал и до этого задолго, но теперь стал частью театральной труппы.
Оркестр состоял из двух скрипок и виолончели и располагался перед сценой.
На содержание театра специально средств не выделяли. Но это не помешало создавать декорации, костюмы и выделить помещение.
Постоянной труппы штатной не было, но были постоянные участники. Основу труппы составляли служащие управления Строгановской вотчиной. Это были люди грамотные, достаточно просвещённые, поэтому охотно принимали участие в создании театра и спектаклях.
Театр давал спектакли и в доме Управляющего, где были и хоры для певчих и особая резонансная комната. В другое время спектакли проходили в деревянном здании, с залом, покатым полом, скамьями и позади с ложами для «чистой» публики. А вот вход в театр был один, как раз из квартиры бывшего учителя Петра Михайловича Субботина (моего прапрадеда). В те времена он уже был смотрителем «столового дома» при приходском училище.
Мой прапрадед тоже играл в театре.
Пользовались большой популярностью различные водевили. Но и серьёзные спектакли имели место быть: «Женитьба», «Ревизор» Островского и другие. Давали спектакли каждое воскресенье. Зал был переполнен. Конечно, приезжие гости и местная «аристократия» не могли заполнить весь зал, значит, на спектакли ходили и крестьяне не только Ильинского, но и ближайших сёл, деревень и заводов.
Вот в таких оригинальных условиях существовал этот театр. Его по праву можно назвать не крепостной театр, а «театр крепостных»