Моя земля – п. Ильинский (История собора – история села)
Как и положено, главная площадь посёлка окружена остатками собора (правда, работающего и даже что-то там со спорами, кто будет священником), монументальным зданием бывшего Управления Строгановской вотчиной (ныне краеведческим музеем), магазинчиком, школами, автостанцией.
Площадь сейчас
Площадь в старые времена Собор Пророка Илии
Остатки собора сейчас
Привлекло же сразу наше внимание весьма интересное сооружение, Стелла роду Строгановых в виде больших часов с огромным механизмом.
Я, конечно, увы, не запомнила точное значение символики каждой детали этих часов. Но общий смысл таков: «Как много и плодотворно на благо Отечества, сотворили Строгановы», а далее шла расшифровка в подробностях, чем же они были талантливы и в какой детали это отражено. Тут были задействованы и философские образы вечности времени и бесконечности пространства. Колёса-шестерёнки можно было повертеть, правда, не без усилий. Что мы и непреминули сделать. Ну, как без этого? Ведь русский человек не может пройти спокойно мимо спящего медведя, обязательно надо ткнуть его в нос и посмотреть, что будет дальше…. Так и мы, четыре солидных пожилых и вроде бы интеллигентных человека, а как малые дети, увидевшие новую игрушку, тут же начали вертеть колёсики, дёргать за стрелочки, и нажимать кнопочки. Тем более, что время было раннее, и дождливое, а деваться нам особо было пока некуда. И, конечно же, надо запечатлеть свои портреты на фоне этих необыкновенных часов.
Сначала мы решили, что это старинное сооружение. Узнав же, что это современная дань памяти, несколько разочаровались, но ненадолго – ведь всё-таки «памяти!». Мы же тоже приехали, движимые памятью о былом…
Пока было время, решили осмотреться.
Остатки храма Святого Пророка Ильи, в честь которого, собственно, и назван был посёлок, как затухающее эхо, напоминал всю известную историю села. В первом упоминании об Ильинском (перепись Яхонтова 1579) сказано: «Погост Обва на реке Обва, а в нём церковь деревянная во имя Святого Пророка Ильи». В те времена названия поселений обычно образовывалось от названия, расположенных в них, храмов. Поэтому в следующей переписи (Кайсарова, 1623-1624) погост Обва уже именовался погостом Ильинским и являлся одним из самых крупных поселений в бассейне реки Обвы: «дворов пашенных крестьян 37, беспашенных 1, бобыльских 4, пустых 2 и нищих келий 5…».
В 1678 году к погосту Ильинскому вместе с погостом Сретенским (бывшая деревня Вотчина) приписаны 51 деревня и 72 починка, в которых было 551 двор и проживало 2076 человек мужского пола.
22 мая 1702 года специальным Указом Пётр I утвердил за Григорием Дмитриевичем Строгановым земли на Обве, Иньве и Косьве «с сёлами, деревнями, крестьянами и разными угордьями…». К моменту кончины Г.Д Строганова (1715) в переписи села Ильинское указано уже 2 деревянных храма – Пророко-Ильинский и Богоявленский. О последнем почти не сохранилось сведений. Только известно, что упоминание о ней было аж в 1700 году, а в 1715 храм уже действовал. В обоих храмах служили одни и те же священники и служки.
Мне же было интересно то, что уже в те далёкие времена упоминается, вероятно, моя родня, а может быть и предок – просвирня - вдова Акилина Васильева Неклюдова. Из рода Неклюдовых происходила моя пра-прабабушка по женской линии. Род Неклюдовых на её уровне соединился с Мокрушиными, и родилась моя прабабушка - Афанасия Егоровна Мокрушина, ставшая женой Субботина Фёдора Петровича. А у них, в свою очередь, родилась моя замечательная бабушка - Субботина Мария Фёдоровна – мать моего папы - Покровского Николая Николаевича.
Вот такая цепочка из рода в род переходивших женщин: Неклюдовы – Мокрушины – Субботины - Покровские. Вероятно, упомянутая ранее, просвирня Акилина Васильева Неклюдова тоже пришла из какого-то, пока неизвестного мне, рода, потому что была вдовой, и, наверняка, носила фамилию мужа.
К фамилиям прихожан, упоминаемых в конце ХVII – начале ХVIII века, добавилась фамилия ещё одних возможных моих родственников Старковых, которые были в родстве с Мокрушиными. Но Старковы прямого отношения к моему рождению не имели. Это уже некая «юродная» ветка, с которой ещё предстоит разбираться.
Итак, возвращаюсь к храмам, т.к. вокруг них творилась история. Строгановы не только заботились об убранстве храмов, но и несколько столетий содержали храмы и монастыри, расположенные на их землях, на собственные средства.
В 1775 году ветхий деревянный храм перестроен в каменный. Вторая церковь, Богоявленская, была разобрана в 1779 или 1782 годах (доподлинно неизвестно). В 1833 году Ильинская церковь имела 6110 прихожан обоего пола.