Все мы знаем (видели хотя бы на открытках) Царь-пушку и Царь-колокол. Знаем, что ни один из этих артефактов не использовался по прямому назначению: Царь-пушка никогда не стреляла, Царь-колокол никогда не звонил. Эти экспонаты Московского Кремля известны во всем мире, а вот о том, что есть Баболовская чаша - шедевр камнерезного искусства я, лично, узнала из статьи В.Николаева.
Царь-ванна прячется на окраине Баболовского парка в Царском селе, в стороне от туристских маршрутов. В руинах Баболовского дворца, до сих пор не восстановленного со времен Великой Отечественной войны находится настоящее чудо - гигантская чаша идеально круглой формы, вытесанная из цельной гранитной глыбы, как гласит официальная история, по повелению императора Александра 1 мастерами петербургской артели Самсона Ксенофонтовича Суханова.
Каменотесы трудились над царским заказом 7 лет - с 1811 по 1818 год. 160-тонная гранитная глыба темно-розового цвета была найдена на одном из финских островов. Где из нее вытесывалась ванна - непосредственно в каменоломне или близ места установки - доподлинно неизвестно. Но в результате получилась чаша весом 48 тонн, диаметром - 5,33 метра, глубиной - 1,52 метра и высотой - 1,96 метра. В нее входило до 8000 ведер воды. Труд, проделанный каменотесами был адским. В то время не было твердосплавного камнерезного инструмента, и инструменты из простой стали приходилось затачивать после 3-4 ударов по граниту.
Для размещения ванны потребовалась перестройка дворца, осуществленная в 1824-1829 годах. Причем сначала была установлена ванна, и лишь потом возведены стены павильона с каменным куполом.
Однако возникает множество вопросов: Как она заполнялась, неужели вручную? А как тогда вода сливалась (ведь никакого сливного отверстия в ванне нет)? Неужели она сделана человеческими руками и, тем более, также отполирована? Появилась версия, что эта чаша лежала с незапамятных времен в окрестных болотах и была случайно обнаружена в начале 19 века и является не чем иным, как "элементом антенного преобразователя-излучателя витонных СВЧ-колебаний для сверхдальней космической связи". Во как!
Дааа... Неоспоримо одно: перед нами шедевр камнерезной техники, сделать который крайне сложно даже на современных станках. Но если такая вещь была сделана в 19 веке, то почему это умение было утрачено? И самый главный вопрос: почему этот артефакт находится чуть ли не на свалке?