Персонажи, гл.3, 1-я часть

ДраКошка
Опубликовано: 4632 дня назад (26 января 2012)
Редактировалось: 1 раз — 4 ноября 2017
Просмотров: 1247
Настроение: Отл
Играет: Новости
+1
Голосов: 1
По поводу перепечатки книги Шенгели возникли некоторые вопросы.
..............................................................
Во-первых, недопустимы слишком длинные абзацы. Но нарушать авторскую пунктуацию тоже нельзя, вне зависимости от её причины: либо это авторский стиль, когда предложение может занять целую страницу, либо необходимость экономии бумаги издательством.
Я решила ничего не менять, не буду разбивать на абзацы, но для удобства поделю длинную главу напополам.

Глава 3, часть 1. ПЕРСОНАЖИ
В огромном большинстве произведений вся сумма мыслей, чувствований, переживаний, являющаяся содержанием данного произведения, связана с человеком. Сам язык стремится, в целях картинности, приписывать явлениям мертвой природы человеческие свойства и действия; мы говорим: «солнце взошло», «шум смолк», «лес оделся в иней». Вполне понятно поэтому, что все возможные ситуации развертываются в художественном произведении в неразрывной связи с личностью, самого автора (в лирических являющихся как бы рассказом собственной душевной жизни, произведениях) или вымышленных лиц (в прочих произведениях). В тех редких случаях, когда центральным лицом произведения является животное (некоторые рассказы Джека Лондона, Эрнеста Томпсона Сетона, Толстого – «Холстомер», Чехова – «Каштанка», Куприна – «Изумруд», Бунина – «Сны Чанга»), - ему приписываются чувства и побуждения человека, хотя бы и в упрощенном виде. Если в произведении имеются фантастические существа (Демон у Лермонтова, Русалка у Пушкина, Калибан и Ариэль в «Буре» Шекспира, Мефистофель у Гёте), то и они являются ничем иным, как людьми и наделены человеческими свойствами. Итак, проще говоря, в каждом произведении рассказывается нечто, пережитое человеком  или несколькими людьми; в каждом произведении есть лица, персонажи. Главные персонажи, чья судьба привлекала особое внимание писателя, называются героями. Прочие персонажи разделяются на второстепенные, подсобные и случайные или обстановочные. В «Евгении Онегине» Пушкина героями являются Онегин и Татьяна, второстепенным персонажем – Ленский, играющий роль в жизни Онегина, подсобными – Ольга, Зарецкий, прочие лица – обстановочные. Мы видим, что личность Онегина обрисована подробно и обстоятельно: нам рассказано о его воспитании, о его жизни в Петербурге, в деревне, о его мыслях, о его чтении и так далее; столь же подробно обрисована Татьяна.  Персонажи второстепенные показаны гораздо более скупо. Персонажи подсобные – только намечены двумя-тремя словами, двумя-тремя действиями. Таким образом, значению персонажей соответствует глубина и тщательность характеристики. При этом возможны следующие осложнения: второстепенные персонажи могут, привлекая внимание читателя, привлекать в то же время его сочувствие или несочувствие; в первом случае автор обыкновенно стремится поставить пределы заинтересованности читателя. Так, например, в «Преступлении и наказании» Достоевского несчастная судьба семейства Мармеладовых привлекает глубокое сочувствие читателя; но все Мармеладовы являются второстепенными или подсобными персонажами, чья роль сводится к тому, чтобы оттенить драму героя, Раскольникова; и когда эта роль выполнена, а ситуации, связанные с Мармеладовым, достигают особой остроты (смерть родителей и грозящая гибель детей), и внимание читателя может отвлечься от героя к этим второстепенным персонажам, - Достоевский заставляет другое лицо, Свидригайлова, обеспечить детей Мармеладовых. Другой же персонаж, Лужин, не вызывает в читателе сочувствия, выполнив свою роль, просто исчезает из романа, - о нем не упоминается больше. Таким образом, различие персонажей по отношению к ним читателя вводит некоторые дополнительные действия в произведение. Весьма важной стороной в построении персонажей является изобразительная установка, то-есть, предварительное решение автора относительно того, что он будет изображать. Если автор делает установку на изображение быта в данное время, в данной общественной среде, – ему надлежит обрисовывать свои персонажи так, чтобы мы видели в них живых людей со всей сложностью натуры, так, чтобы бытовая правда была видна. Отсюда необходимость говорить о происхождении, о воспитании, о свойствах характера, о тех стремлениях, которые из данного характера вытекают. Если автор делает установку на изображение заостренных причудливых ситуаций, как в романах «с приключениями», в «сыскных» рассказах, тогда необходимость тщательной вырисовки персонажей отпадает. Если дана установка на изображение событий или массовых движений, - восстание, сражение, забастовка, – то персонажи вообще являются подсобными, произведение не имеет героя; персонажи вводятся только для нанизывания картин – автор заставляет персонаж передвигаться, действовать, смотреть, слушать, и все картины изображаемого передает так, как если бы они переживались данным «нанизывающим» персонажем. Например, картина того, как казаки кинулись на толпу, как последнюю охватил ужас и гнев и так далее, - передается приблизительно так: «Матвей Иванович вдруг увидал, как сотник вынул шашку, и казаки ринулись вперед. Сердце у него захолонуло, и в то же время он почувствовал, как у него сжимаются кулаки». Проще говоря, автор в таких произведениях смотрит глазами своих персонажей.

Читайте также:

Г.А.Шенгели, введение
Г.А.Шенгели, введение В школьные годы, когда я пыталась что-то писать, классе в 4-м, примерно, мамин друг подарил мне книгу, да еще со специально для меня отчёркнутыми абзацами. ...........................................
Куклы в Ветошном 4
Куклы в Ветошном 4 Продолжаю... и конца и края не видно... ............................................ Вот такой вот Ангел Надежды. В желтом. Вот такая вот Дама в синем Вот Захарова Галина и её Душечка...
ШЕНГЕЛИ ПОЯВИЛСЯ в СЕТИ!
ШЕНГЕЛИ ПОЯВИЛСЯ в СЕТИ! Граждане! Событие, о котором так многие мечтали, совершилось! Благодаря замечательным людям, Святославу и Владимиру, уникальная книжка Шенгели наконец-то появилась в СЕТИ! Даю ссылку, дабы страждущ...
Л.Мартынов "В эту душную ночь...", "Лжёте", "Томленье"
Л.Мартынов "В эту душную ночь...", "Лжёте", "Томленье" И снова Леонид Мартынов ......................................................... На Иртыше 1923 г.             ... В эту душную ...
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Сегодня ДР

Сколько нас?
  • 5062 пользователя
Кто онлайн?
Кто мы?
Сегодня день рождения: