Путь к себе.Читаю Е.П. Блаватскую.
Агата
Опубликовано: 3433 дня назад (13 июня 2015)
Редактировалось: 1 раз — 1 ноября 2017
Просмотров: 1195
Настроение: Спать уже пора...
Итак, в начале нового тысячелетия пришло время одиночного плавания. У меня были книги, было удобное кресло, уютная лампа, несколько цветных карандашей, которыми я отмечала все интересные места. А поскольку интересных мест было великое множество, то книги мои скоро стали цветными и ощетинились бумажными закладками. По вечерам было время для чтения. И даже в жизни наступил период относительного спокойствия. Это важно, потому что, когда ум неспокоен, он не может учиться.
Начала я прямо с «Тайной доктрины» Е.П. Блаватской. Хотя разумнее, конечно, было бы начать с «Разоблачённой Изиды», а ещё правильнее – со «Скрытой стороны вещей» Чарльза Ледбитера. Но мне ж надо было всё и сразу… «Тайная доктрина» читалась тяжело, но было чрезвычайно интересно.
По сути это комментарии Блаватской к архаичной книге Дзиан.
В первой части речь идёт о мироустройстве, о космогонии, а во второй части – о возникновении, развитии и перспективах человечества. Все комментарии построены на параллельном сравнении того, как рассматриваемый фрагмент книги Дзиан освещается в самых различных мировых религиях, как древних, так и современных. Т.е. во всех мировых религиях процесс космогонии рассматривается весьма сходно, иногда – аналогично. Иногда же то или иное «событие» космогонии признаётся имевшим место быть, но трактуется по-разному.
В «Тайной доктрине» речь шла не о сотворении Мира, а о проявлении, или отражении Единой Жизни: «Единая Жизнь, вечная, невидимая, и, в то же время, вездесущая, без начала и конца, но периодичная в своих регулярных проявлениях…(ЕПБ)»
Я была рада найти это слово – « проявление». На мой взгляд, оно гораздо логичнее и правильнее отражает суть мироустройства и снимает вопрос о том, кто сотворил самого Творца. Всё это очень перекликалось с прочитанной когда-то статьёй Горбовского «В круге вечного возвращения?» И всё это почти полностью соответствовало постулатам индийской философии, с которой я и познакомилась через «Тайную доктрину».
И второй важный момент: у Елены Петровны очень подробно было рассказано о законе кармы – законе причин и следствий.
«Каждое действие во Вселенной есть результат предшествующей причины и в то же время - причина последующего действия. Получается непрерывная цепь причин и последствий, которые, в осуществлении, являют жизнь Вселенной. Отсюда - значение кармы как закона причинности. (ЕПБ)»
«Человеческая судьба представляет собой как бы равнодействующую всех сил, которые человек создавал в прошлом и которые он творит в настоящем. (ЕПБ)»
Мне это показалось убедительным и логичным . Я вообще руководствуюсь тем, насколько утверждение видится мне логичным. Закон кармы и перевоплощений отвечал на вопрос о несправедливостях жизни и снимал с повестки дня вопрос о воле Божьей (которая часто совсем не кажется нам доброй).
Во второй части «Доктрины», посвящённой происхождению и эволюции человека, мне не всё показалось таким логичным. А некоторые утверждения были настолько удивительны, что в них не очень верилось. Но Елена Петровна предлагала сомневающимся рассматривать смущающие места как возможную версию и принимать всё на веру не требовалось. Это тоже мне импонировало.
Относительно состава человека Елена Петровна Блаватская расходится во взглядах с индийскими школами философии. И версия индуистов мне явно ближе. Но это я потом поняла. А сама информация на эту тему была мне совершенно необходима.
Прочитала я и «Изиду», и статьи Блаватской, и книгу «Из пещер и дебрей Индостана» о её путешествии по Индии. Работы для ума было получено предостаточно на многие годы вперёд.