Глядя на светлые жизнеутверждающие картины А.А Пластова представляешь себе,каким был этот художник.
Биография говорит, что родился он в селе Прислониха Симбирской губернии в семье деревенского иконописца. Родители хотели чтобы он стал священником и после школф он окончил Симбирское духовное училище и поступил в духовную семинарию в Симбирске. в 1908г. В это время он познакомился с работой артели иконописцев подновлявших церковь в его родном селе. Наблюдая за возрождением старой закопченной церкви, он был так восхишён, что решил стать живописцем. В 1912г Пластов едет в Москву и был очарован архитектурой., Третьяковкой.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Сначала он занимался в Строгановском училище, . В 1914 кже учится у живописцев А.М. Корина, А.М. Васнецова, А.Е. Архипова, А.С. Степанова, Л.О. Пастернака. в Училище живописи ваяния и зодчества.
После Октябрьской революции в 1917 художник уезжает в родную Прислониху и почти 8 лет живёт там, крестьянствуя и работая секретарем сельсовета, много рисовал, мечтал «в целом цикле картин развернуть эпопею крестьянского житья-бытья».
Лишь в 1925г возвращается в Москву , там работает над сельскохозяйственным плакатом. В период коллективизации помогант организовать колхоз в родной деревне и сам работал рядовым колхозником. Зимой -рисует
В 1931г случился пожар и уничтожил дом, всё имкуество, картины эскизы. Художник оставил полевые работы и только рисовал.
1931 год стал своеобразным Рубиконом. После того как пожар уничтожил дом и все имущество художника, в том числе все этюды и эскизы, художник оставил полевые работы и с новой, еще большей энергией принялся за живопись.
В 1935 году с успехом были впервые показаны в Москве картины Пластова «Стрижка овец», «На сенокосе», «Колхозная конюшня». С тех пор он постоянный участник всех больших художественных выставок.
Проходит еще несколько лет, и картина «Колхозный праздник», показанная на выставке «Индустрия социализма» в 1937–1938 годах, приносит автору заслуженный успех.
Картина «Колхозный праздник», показанная на выставке «Индустрия социализма» в 1937–1938 г привлекла яркой красочностью и принесла автору большой успех.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
«Колхозный праздник» 1938
Холст, масло. 188 x 307 см
Государственный Русский музей
Перед самым началом Великой Отечественной войны Пластовым был исполнен ряд больших композиционных акварелей,
В произведениях военных лет художник достиг огромного драматизма, живописного воплощения больших мыслей и чувств. Еще до своей поездки на фронт в конце 1942 года Пластов в течение первых полутора военных лет создает целую серию картин: «Гитлеровцы пришли», «Защита родного очага», «Пленных ведут», «Один против танка».
«"Фашист пролетел" (1942) – одно из самых сильных полотен советской живописи времени Отечественной войны, – считает О. Сопоцинский. – Война предстает здесь в своем страшном обличье. Бессмысленность трагически оборванной жизни особенно впечатляюща на фоне мирной природы, в тихом уголке, где нет и намека на войну. Картина Пластова проникнута глубоким гуманистическим содержанием. В ней слышится проклятие войне.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
«Фашист пролетел» 1942г.
Холст, масло. 138 x 185 см
Государственная Третьяковская галерея
«Кончена война, кончена победой великого советского народа над чудовищными, небывалыми еще во всей истории человечества силами зла, смерти и разрушения.
.«Сенокос»....Буйная поросль трав, ликующий солнечный день, вольные движения косарей, сверкание ярких, насыщенных красок – все в этом произведении радуется наступившему миру.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
«Сенокос»1945г.
Холст, масло. 193 x 232 см
Государственная Третьяковская галерея
«Жатва», где художник передает скудость и тяжесть жизни деревни военных лет. С простотой и любовью рисует художник детишек и старика, расположившихся за скромной трапезой. Нелегка их жизнь, нелегок крестьянский труд.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
«Жатва»1945
Холст, масло. 166 x 219 см
Государственная Третьяковская галерея
В 1946 году Пластов создает одно из самых лиричных своих полотен – «Первый снег». «Едут на выборы» (1947). «Колхозный ток» (1949) и «Ужин трактористов» (1951).
«Первый снег»1946
Холст, масло. 146 x 113 см
Тверская областная картинная галерея
В 1953–1954 годах художник пишет прекрасные картины – «Юность» и «Весна». На первой среди яркой зелени трав резко выделяется крупное розовато-охристое пятно обнаженного по пояс юноши, упоенно отдающегося летнему теплу, солнцу. «Весна» (1954), пожалуй, лучшая картина художника. Не зря восхищенные посетители Третьяковской галереи назвали ее «Северной Венерой».
«Весна. В бане» 1954г.
Холст, масло. 210 x 123 см
Государственная Третьяковская галерея
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Как пишет И. Емельянова: «Художник-реалист Пластов выбирает сюжет, где нагота естественна: он изображает молодую женщину в открытом предбаннике "курной" деревенской бани, топящейся "по-черному". Неожиданно смело и вместе с тем изысканно красиво сопоставление розово-перламутровых тонов нежного обнаженного тела молодой женщины и русых рыжеватых волос с потемневшими от времени серыми бревенчатыми стенами, почерневшей от сажи дверью бани и с теплым тоном золотой соломы на полу предбанника. Мастерство живописца проявляется и в передаче материальности изображенных вещей: холодной тяжелой воды в ведре, ярко начищенного медного таза и т.д.»
Русской женщине, красоте материнства посвящает Пластов ряд своих произведений шестидесятых годов: «Солнышко» (1964–1966), «Из прошлого» (1969),«Мама» (1964 ).
,«Мама»1964.
Государственная Третьяковская галерея
. Фигуры матери и детей придвинуты к самому краю картины. Неглубокое пространство ограничено стеной избы. Как всегда, у Пластова огромное, решающее значение в создании образа, эмоционального настроя картины имеет цвет. На фоне ярких, киноварно-красных подушек особенно выделяются фигура матери в белой кофточке, нежно-розовое личико грудного ребенка и золотистая головка подошедшей к колыбели девочки. Несмотря на подчеркнутую яркость и кажущуюся на первый взгляд пестроту, все в картине сгармонировано, все служит одной цели – созданию настроения радостной приподнятости» (М. Ситина).
Надо отметить работу Пластова над иллюстрациями к произведениям художественной литературы, например, к рассказам Л.Н. Толстого «Холстомер» (1952–1954) и «Три смерти» (1953–1954), выполненные акварелью и гуашью.
Художник продолжал работать до самых последних дней. Умер Пластов 12 мая 1972 года.