«…В своей жизни вы можете только прикоснуться. Прикоснуться к необъятному». Ярослав Амелин
.........................................................
Когда приходишь на выставку, которую избрал для себя из множества других, настроение радостное. Ты полон предвкушения, легкого недоверия – а вдруг твой выбор не слишком верен? - и готовности воспринимать новое.
Именно с такими чувствами я шла в Галерею Классической Фотографии на Саввинской набережной. Если иметь в виду, что фотографии выставлены черно-белые, напряжение было чуть выше: я не любила этот вид фотоискусства, предпочитая яркие, праздничные краски, тем паче – в ноябрьское ненастное малоцветье.
Но попала в магический мир настоящего ИСКУССТВА и влюбилась в черно-белое фото. Все работы – авторские, концептуальные, с ручной печатью и какой-то запредельной фантазией и изобретательностью. Более всего поразило меня то, что фотографии сделаны на фотопленку, в данном случае – ручная черно-белая оптическая печать (оптическая – НЕ цифровая!). Вот как работают фотохудожники!! А нам-то казалось, что век цифры вытеснил фотопленку как оледенение - мамонта…
Здание галереи невеликое, три этажа. Я начала просмотр с третьего, но расскажу сначала про первый.
На первом этаже – выставка черно-белых фотографий пейзажей Средней полосы России, и состоит из работ Ярослава Амелина, директора галереи, «Ветер тишины».
Ярослав Амелин – москвич, фотограф, участвовал в 6 выставках, в том числе – персональная выставка в Каннах «Россия. Этюд вне времени».
«Ветер тишины» - часть большого проекта «Прикасаясь к необъятному», в котором более 500 работ в 6 циклах: «Ветер тишины» (черно-белый и цветной), «Последний снег», «Предвестники зимы», «Деревья», «Естественный цвет» и «Пасторальные пейзажи». Это результат 5-тилетней работы автора, более 150 тысяч километров путешествий по центральной России, несколько тысяч отснятых листов форматной пленки… Все циклы посвящены непритязательной, но самодостаточной прелести пейзажей Средней полосы России.
Видеть воочию, живьем произведение искусства – неважно, в какой области и жанре, - это нечто особенное. Это трепетное прикосновение к чародейству. Это восторг сопричастности. Здесь так хорошо находиться – словно и впрямь наедине с тишиной, нарушаемой лишь ветром. Нам, так уставшим от звуковой агрессии большого Города.
«Тишина тоже может быть говорящей. Не менее яркой, чем слова и крики. Молчание очень весомо, когда сама сущность, проверенная временем, не оставляет вопросов. Будь то деревья, пережившие столетия, или прошлогодний умерший тростник; тающий снег или разлившаяся река; ветер, гуляющий в траве, или свежеспаханная земля – не надо слов, все ясно».
А по отношению к пейзажной фото-живописи России – еще и узнавание. Я смотрела – и верила, и не верила глазам. Да!! Именно это я тоже фотографировала! Именно это я тоже видела! Именно это я знаю!! Но сейчас я смотрю на мир глазами фотографа, и принимаю его в самую душу.
Ивы в тумане, Рязанская обл. 2011
В преддверии осени, Псковская обл. 2010
Дубы у Казинки, Рязанская обл. 2012
Раскисшее поле, Тульская, 2012
«Место остается только вашему глазу и вашему мироощущению. Это вопрос к вам, а не к природе, которая не нуждается в оценках, косых взглядах и попытках что-то поменять. Вопрос к вашему мировоззрению и вашему ощущению масштаба. Соотнесение себя с масштабом происходящего. Ответ в этом неуловимом ветре – ветре тишины».
Ветер в поле, Воронежская обл. 2011
Разлив в Володыревке, Рязанская обл., 2012
Первый снег в лесу, Ярославская, 2009
Полынья, Московская, 2009
Весенняя ольха, Ярославская, 2012
Фрагмент
Паутина осин
Родные пейзажи. Родная природа. Которая живет не ради нас, и которая впустит только тонко чувствующего, ибо нарушить магию тишины так просто – и человек делает это походя и постоянно в тандеме с монстром города.
Лаконизм и выверенная графика каждого фото. Те ракурсы, на которые и в голову не придет заострить внимание в суете жизни. А внешне все так просто!
Волны на траве, Московская, 2011
Ветер в траве, Московская 2011
Прошлогодний тростник, Псковская, 2011
Половодье на Проне, Рязанская, 2012
Дорога, Рязанская, 2011
Ноябрьские борозды, Рязанская, 2009
Апрель в Володыревке, Рязанская, 2012
«Непрерывное всепоглощающее течение времени, смена времен года, утра, дня, вечера и ночи. И все это на тысячах квадратных километров, со сдвигом в зависимости от долготы и широты. Из года в год, веками и тысячелетиями, в одном непрерывном движении. В своей жизни вы можете только прикоснуться. Прикоснуться к необъятному».
Стылая земля, Рязанская, 2008
Ветер тишины, рязанская, 2011
Фрагмент
Дали, Псковская, 2011
Весенняя распутица, Рязанская, 2012