Добавлял тут я намедни клипы в свой видео-блок... И в который раз с удовольствием прослушал "Восточную песню" в исполнении Валерия Ободзинского. Прозвучали последние аккорды и вдруг меня, говоря языком современности, торкнуло...
Так, ясно - поёт Ободзинский, музыку написал Тухманов, а вот стихи - стихи-то чьи?! К своему стыду так и не вспомнил. Как всегда на помощь пришел "Гугл Гуглыч". И вот что я узнал:
Вы все наверное прекрасно помните времена, когда буквально из каждого окна, из каждого радиоприёмника, да что там - кажется даже из каждого утюга, буквально отовсюду звучало: «Льет ли теплый дождь, падает ли снег…», «Быть может, ты забыла мой номер телефона…», «Говорят, что некрасиво, некрасиво, некрасиво отбивать девчонок у друзей своих…», «Желтый дождь стучит по крышам, по аллеям и по листьям…». Простые и трогающие за душу слова, эти песни выбивались из общей массы всеобщего музыкального патриотизма. И вдруг я узнаю, что автор этих слов исчезает с музыкального олимпа, уходит в монастырь… Зачем?! Почему?!
Онегин Гаджикасимов родился в Баку в семье аристократов в год 100-летней годовщины со дня гибели А.С. Пушкина, в 1937. Столь необычным именем,
Онегин, своего первенца наградила мать, обожавшая русскую литературу.
Онегин в совершенстве владел русским языком, как и мать, любил русскую литературу, умел изъясняться образно, поэтично и в 1954 году с легкостью поступил в Литературный институт имени Горького в Москве. Обаятельный статный красавец-жизнелюб, талантливый и энергичный, он слыл «баловнем судьбы». Мог легко зарифмовать любую фразу. Знал он толк и в вине. Любил женщин, и они отвечали ему взаимностью. Женщины просто не могли устоять перед его обаянием.
60-е – время официальной эстрады, сдержанные манеры, чувства, напряженные позы и строгие костюмы. А с Запада уже несется музыкальная стихия – битломания. Онегин Гаджикасимов вместе с друзьями-музыкантами ищут новый стиль, новое звучание.
Из-под пера Гаджикасимова выходили добрые и искренние стихи о любви, и равных в этом среди поэтов-песенников ему того времени наверное не было. Вскоре он становится широко известным поэтом, в сотрудничестве с самыми лучшими композиторами – Арно Бабаджаняном, Александром Зацепиным, Давидом Тухмановым, Юрием Антоновым пишет песни, которые исполняют популярные певцы – Валерий Ободзинский, Муслим Магомаев, Олег Ухналев, а также вокально-инструментальные ансамбли – «Веселые ребята», «Синяя птица» и многие, многие другие.
«Эти глаза напротив», «Алёшкина любовь», «Восточная песня», «Дождь и я» и ещё многие-многие другие любимые всеми песни, и все они написаны Онегином Гаджикасимовым, работал он очень и очень продуктивно…
Не смотря на то, что пластинки с его песнями выходили огромными тиражами, говорили о цифре 16 миллионов и, тем не менее, они не залеживались на прилавках, людям приходилось выстаивать за заветной пластинкой долгие очереди. А сколько их распечатано было на "рёбрах" (гибких пластинках на рентгеновских снимках) это вообще не поддаётся никакому учёту...
Его гонорары от огромных тиражей вызывали зависть коллег и настораживали дирекцию, пытающуюся загнать поэта в привычные рамки – «Не выделяйся». Наконец "доброжелателей" прорвало...
В 1971 году маститый поэт Лев Ошанин в газете «Советская культура» разразился грозной статьей. В ней партийный песнописец обвинял «горе-поэта» Гаджикасимова в том, что его стихи примитивны, косноязычны и совсем не обогащают людей духовно.
После этой статьи Гаджикасимов попал в «черный» список. По приказу главы Гостелерадио СССР Лапина его уволили с работы, размагнитили записи, на концертах перестали звучать его песни, а, если и исполнялись, то без упоминания автора слов. Но песни на зло всем "доброжелателям" продолжали жить.
К середине 80-х у Гаджикасимова появилось все нарастающее ощущение, что в его жизни что-то идет не так. Вроде всего добился – славы, признания, благополучия, а что дальше? Да и само время тогда было такое, когда все идеалы рушились и сгорали. Многие тогда не выдержали и сломались.
«Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например – не читать их» (Рэй Бредбери)
Возможно, вспомнив об этом, Онегин достал с полки давно пылившуюся там Библию... книгу и прочитал всю за три дня и три ночи, буквально впитав ее в себя. Говорят, что после этого он на несколько дней ослеп и эта слепота дала ему толчок к внутреннему духовному прозрению...
В одночасье тот «мир искусства», в котором он блистал, стал для него пустым, ненужным и неинтересным. И Онегин решил оставить этот мир. Ушёл сразу, никому ничего не сказав… В 1985 году, приняв окончательное решение, уехал из Москвы и в небольшой сельской церквушке крестился и принял православие. Он давно уже любил Россию и считал себя русским, как по душе, так и по культуре.
А спустя три года, окончательно расставшись с мирской жизнью, в Оптиной пустыни постригся в монахи, получив новое имя Силуан. Был ему тогда 51 год. Он много проповедовал, послушать его люди съезжались с самых разных мест. Отец Силуан вызывал необыкновенное доверие к себе, и люди к нему тянулись. А он учил их простым истинам – любви и милосердию, укрепляя их в вере. О своей прошлой жизни старался не вспоминать, считая ее потраченной впустую, и никому о ней не рассказывал.
Спустя еще некоторое время отец Силуан стал иеромонахом, и был наречен именем Симон ("Услышанный ").
Оставив по каким-то причинам Оптину пустынь, но оставаясь светлым и одухотворенным, он поселился в подмосковной глуши недалеко от церкви и целые дни проводил в молитвах. Люди, прослышав о нем, потянулись туда, стали приходить за советом… 30 июня 2002 года отец Симон, завершив свой земной путь, ушел из этой жизни.
Похоронен он на кладбище села Лямцино Домодедовского района Московской области.