200 лет назад, 4 июля 1815 года, в семье секретаря московской управы благочиния родился сын. Ему были суждены 37 лет жизни, звание академика живописи и смерть в доме для умалишенных. Это был живописец Павел Федотов.
Безусловно мы его картины знаем еще по школе:"Сватовство майора", "Свежий кавалер" и "Завтрак аристократа". А еще известно, что один из самых популярных художников своего времени иной раз голодал. Питался он в дешёвой кухмистерской (столовой) за 15 копеек в день. И та кулебяка, которую купеческое семейство готовит майору, была куплена художником на последние деньги, вписана в картину и съедена. Вернее, растянута по крохам чуть ли не на неделю. А ведь Федотов к тому моменту уже академик и известнейший художник.
В чем же дело? "Живопись - это не облако, не закаты и рассветы, не драпировка. Картина должна говорить" - такая позиция Федотова для того времени была неприлично дерзкой. Его картины посчитали сатирическим и злобным направлением. А в те времена основной доход живописцам приносили не картины как таковые, а продажа их литографических копий. Но на копирование нужно было получить разрешение Цензурного комитета. Когда же Федотов захотел издать литографию "Свежего кавалера", ему было отказано с идиотской формулировкой:"Чиновник российский не может быть пьяницей и жить так бедно. Пусть художник уберет бутылки со стола и приберет комнату".
Из веселого и разговорчивого человека Павел Андреевич превратился в молчаливого меланхолика. Безденежье и безнадежность стали темой навязчивого бреда, когда он уже доживал свой век в частной клинике психиатра Лейдесдорфа:"Иногда он воображал себя богачом, говорил о том, что превратит Васильевский остров в столицу художества и веселия... Но кругом на стенах, обтянутых клеёнкой, был виден след на высоте его виска - Федотов бился головой о стену".
Лечение больше всего напоминало наказание бунтовщика:"Его обливали ледяной водой, а потом пять человек жестоко били его в пять кнутов". Он умер в полном сознании. Перед смертью пожелал причаститься Святых Тайн и долго плакал. На похоронах же по нему плакал только один человек - денщик Коршунов.
По материалам статьи К.Кудряшова
Пока Павел Андреевич Федотов сражался за право выжить, чтобы стать впоследствии классиком, он не знал радости и лишь после смерти обрел бронзовое спокойствие. Лично меня очень впечатляет "Завтрак аристократа". Наши сегодняшние "аристократы", как правило, ездят на дорогущих автомобилях, а дома живут с ободранными обоями и отлетевшей кафельной плиткой...