Как грустно!
Случай Плющенко http://maxpark.com/ Александр Зеличенко
Эпиграф из Маяковского
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала! —
— Упала лошадь! —
... И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня...
История простая и до мути тоскливая.
Был спортсмен. Большой или великий – не знаю. Что он за человек – тоже не знаю: прекрасный или не очень прекрасный. Неважно. Но спортсмен, судя по всему, отменный: много лет добывал стране медали и радовал болельщиков.
От долгой спортивной жизни на спортсмене места живого не осталось: там операция, сям операция. И не пустяшные судя по всему: позвоночник не шутка.
Послали больного спортсмена на Олимпиаду. Сам он себя туда послать не мог – только попроситься. Хоть и больной, выиграл он на Олимпиаде золотую медаль. На сегодня – одну из двух, имеющихся у России. С больным позвоночником!
Казалось, молиться на него надо – герой.
Но потом позвоночник героя все-таки достал, и оказалось, что докатать Олимпиаду он не может. Грубо говоря, разбился на тренировке.
Какая нормальная реакция нормального человека на такое событие? Нормальная – благодарность: спасибо за все то, что сделал. Нормальная – восхищение: как же это он с такой спиной накатался на золотую медаль? Нормальная – сочувствие, беспокойство: что там у него со спиной, не будет ли ухудшения?
Какая реакция патологическая? Наездник берет барьер, его лошадь падает и не может подняться. И вот он начинает ее бить: «Вставай, подлая кляча!». О похожем писал Некрасов (Иван Карамазов вспоминает это стихотворение в разговоре с Алешой): «Под жестокой рукой человека чуть жива, безобразно тоща, надрывается лошадь-калека, непосильную ношу влача. Вот она зашаталась и стала. "Ну!"- погонщик полено схватил (показалось кнута ему мало) – и уж бил ее, бил ее, бил!.. По спине, по бокам, и вперед забежав, по лопаткам и по плачущим, кротким глазам!.. Это праздных прохожих смешило, каждый вставил словечко свое».
Есть у нас в обществе человек, который сделал отменную политическую карьеру на обнажении всего худшего, всего самого низкого, что есть в человеке. Он тем самым как бы легитимизирует это худшее, и за то весьма любим властями.
Но я не о нем – что о таких говорить: «бизнес и ничего личного» оправдывает любую низость. Я о вполне вроде бы нормальных людях. Тех, кто пишет мне на ленту Фейсбука. Или – об авторах во вполне приличных изданиях. Они как будто устроили соревнование в бездушии. Ни слова сочувствия, ни тени благодарности... Стоило бы поцитировать, да уж больно противно. Чего стоит хоть одна без конца повторяемая шутка про параолимпийские игры.
Вполне нормальные люди. Одни знаменитые. Другие – совсем не знаменитые. Но чувство-то у всех одно: «У, сука, отнял мою медаль!..». Этого чувства не стыдятся, его считают совершенно нормальным. И от этого становится совсем муторно...
Перелом спины – страшная болезнь для человека. Для общества она не менее страшная. Мы как общество сломали в себе, в основе своей души что-то очень важное. Что-то жизненно важное. Без чего нам свою программу не откатать...