Под небом голубым- история песни

nearyou
Опубликовано: 3181 день назад (20 февраля 2016)
Редактировалось: 1 раз — 4 ноября 2017
Просмотров: 1422
Играет: Под небом голубым-
0
Голосов: 0
Под небом голубым есть город золотой
С прозрачными воротами и яркою звездой,
А в городе том сад, все травы да цветы,
Гуляют там животные невиданной красы:

Одно, как желтый огнегривый лев,
Другое вол, исполненный очей,
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый.

А в небе голубом горит одна звезда.
Она твоя, о ангел мой, она твоя всегда.
Кто любит, тот любим, кто светел, тот и свят,
Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад.

Тебя там встретит огнегривый лев,
И синий вол, исполненный очей,
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый.

Эта песня из репертуара Бориса Гребенщикова, Алексея Хвостенко, а также ряда других исполнителей, занимает третье место в списке 100 лучших песен русского рока в XX веке. Журналом Time Out
помещена в список «100 песен, изменивших нашу жизнь». Борис Гребенщиков .написал множество песен в основном в стиле рок. Но в народной памяти он запечатлелся песней " Город золотой", во-первых, чужой, во-вторых, никакого отношения к рок-музыке не имеющей.

В середине 1970-х годов, когда юный Боря еще не определился, какой же из сфер искусства ему отдать предпочтение – музыке или театру. и пока успешно совмещал и то и другое
. На одном из спектаклей любительского театра Э. Горошевского– постановке «Сида» П. Корнеля – БГ услышал в исполнении Леонида Тихомирова чудесную песню.
Ту самую – про Город Золотой
. И так запала эта красота Борису в душу, что он не выдержал и с 1984 года начал потихоньку исполнять ее на концертах своей группы.
Если другие песни могли вызывать споры и неприятие, то «Город» одинаково умилял как поклонников рока , так и совершенно далекую от рок-музыки публику.
Недаром Андрей Романов (тот самый, что играл в песне соло на флейте) впоследствии говорил об этой песне, как о «ключике, открывающем все двери», а виолончелист АКВАРИУМА Всеволод Гаккель даже заработал в отношении «Города» стойкую неприязнь, заявив, что «Боб умудрился сделать из нее образчик пошлости».

Впервые на суд широких масс «Город» был вынесен в 1986 г., когда АКВАРИУМ выступил в небезызвестной ТВ-программе «Музыкальный ринг».

БГ:
Не знаю, каким образом она была написана, но сказать про нее, что она гениальная, – это не сказать ничего. В двух куплетах сказано все, что человеку нужно знать.

В том же 1986 году «Город Золотой» был зафиксирован в студии Дома Радио и запечатлена на магнитоальбоме «Десять Стрел» Как бы то ни было, но настоящим народным хитом песня стала лишь после того, как вошла в саундтрек нашумевшего в 1988 году фильма «АссА»

Не успела песня стать известной, как в творческой среде тут же начались кривотолки о ее авторстве. БГ, творящий по принципу «Я возьму своё там, где я увижу своё», о создателях песни ничего не знал, поэтому в трэк-листе пластинки «АссА» ничего указано не было.
Но уже после выхода пластинки знающие люди начали просвещать Гребенщикова, что «Город», мол, написали два диссидента и эмигранта – Анри Волохонский и Алексей «Хвост» Хвостенко, положив свой текст на музыку итальянского композитора XVII в. Франческо да Милано. К тому же называется она не «Город», а «Рай», и первая строчка поется не «ПОД небом голубым», а «НАД небом голубым».

Ошибка принципиальная, ведь речь в песне шла не о национальном парке Серенгети или Диснейленде, а о Небесном Граде Иерусалим из «Апокалипсиса», который ждет всех праведных после Армагеддона. Оттуда же появляются в песне и трое из четырех «апокалипсических» животных – лев, вол и орел.
Эти образы оказали такое сильное воздействие на БГ, что он использовал их еще в двух (на этот раз своих) песнях. Так библейская троица прямиком заявляется в гости к герою композиции «Орел, телец и лев»,(https://www.youtube.com/watch?v=DCv30yx6GLM) а Небесный Иерусалим горит Машеньке «сквозь холод и лед» в песне «Дубровский».

«Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)», 4:6-7 «…и посреди престола четыре животных, исполненных очей спереди, и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвёртое животное подобно орлу летящему».

Впрочем и Иоанн Богослов явно ничего не знал о «копирайте», потому что «исполненных очей» тварей мы можем встретить в Библии гораздо раньше – еще в видениях пророка Иезекииля (см. Иез, 1:5-11). Несмотря на язвительные подколки Хвостенко про «плохой слух», БГ настолько свыкся со своим вариантом песни, что ничего переделывать не стал, обосновав это так.

БГ: ...эту песню я и услышал впервые именно в этом варианте. Теперь сложно сказать точно. Но, поскольку это целиком отвечает моим ощущениям, так я ее и пел. Однажды в Париже мне представилась возможность обсудить вариант «под небом» с одним из авторов песни – Лешей Хвостенко – и после долгой дискуссии он признал, что такой вариант имеет право на существование. А по мне, все просто; сказано же в писании: «Царство Божие – внутри вас»; а значит – «под небом голубым». Рай – не где-то «там», он здесь, в нашем сердце.

В том, что Хвостенко исполняет самый аутентичный текст, сомнений нет, но был ли он его автором, как впоследствии указывалось на пластинках АКВАРИУМА? Для того, чтобы это выяснить, вернемся в 1972 год, когда парочка Хвостенко-Волохонский еще никуда не эмигрировала.

В то время большой популярностью в кругах интеллигенции пользовалась недавно вышедшая пластинка «Лютневая музыка XVI-XVII веков в исполнении В. Вавилова».

Открывавшая пластинку инструментальная «Канцона» Ф. да Милано ( https://www.youtube.com/watch?v=Q4iWoKtbO7Y ) до такой степени засела в голове Анри Волохонского, что он не преминул облачить ее в слова.

А. Волохонский:
«Был я тогда в подавленном настроении, так как Хвостенко, с которым мы написали много песен, уехал в Москву, а я остался в Питере. С мыслями «Как же я теперь песни буду писать?» я ходил по Питеру и зашел в мастерскую своего друга Акселя, и минут за 15 написал этот текст. Было это в ноябре-декабре 1972 года.» Образы этой песни родились, скорее всего, не случайно, так как Аксель (Борис Аксельрод) в то время работал над заказом мозаичного панно с красноречивым названием «Небо на земле», и мастерская была полна эскизов чудесного сада с животными «невиданной красы». Как видите, текст Волохонский написал сам, но в виду полного отсутствия музыкального слуха, воплощение и исполнение песни отдал на откуп «Хвосту».
Вскоре оба друга эмигрировали из СССР, а песня зажила своей причудливой жизнью, пока не была «канонизирована» харизматичным исполнением Гребенщикова.

.. Казалось бы всё ясно: музыка – Ф. да Милано, текст – А. Волохонский, исполнение – А. Хвостенко... Не тут-то было! Внезапно в Сети появилось замечательное, почти детективное расследование Зеэва Гейзеля, в котором под сомнение было поставлено уже... авторство музыки.
Гейзель перелопатил кучу информации, связался с дюжиной людей, прежде чем выяснил, что почти вся «Лютневая музыка...» с известной пластинки была на самом деле сфальсифицирована ее исполнителем.
Другими словами, Владимир Вавилов сам сочинил всю музыку (кроме «Зеленых рукавов») и издал ее, прикрывшись авторитетом известных композиторов! Ну не оказалось у Ф. да Милано этой «Канцоны», более того – специалисты в один голос заявили, что гармонии этой пластинки совершенно не характерны для лютневой музыки того времени.

КТО ЖЕ ЭТОТ ВАВИЛОВ?
Часто происходит наоборот - некто присваивает себе чужое произведение

Как видите, жизнь произведения порой трудно ограничить рамками авторских прав. И что бы там ни говорили, именно проникновенное дрожащее исполнение «Города» Борисом Гребенщиковым превратило эту песню в настоящий ограненный алмаз. Недаром тем, кто привык к версии БГ, очень неуютно слышать этот шедевр в «скрипучем» исполнении Хвостенко. БГ действительно удалось сделать эту песню «своей», хотя других участников этой запутанной истории забывать вовсе не стоит.

В.Вавилов (Каччини) - Аве Мария / Vavilov (Caccini) - Ave Maria
В.Вавилов = Канцона Франческо да Милано

http://www.aquarium.ru/



u

Читайте также:

Гигиена!
Гигиена! Не представляю свою жизнь без ежедневного душа, шампуней, душистого мыла, вкусной и освежающей зубной пасты и прочих удовольствий. Иногда, когда тухло на душЕ забираешься в ванну и начинаешь себя т...
Я - читатель, а не писатель...
Я - читатель, а не писатель... "Дайте мне возможность хоть на отдыхе не говорить о КЮ-мезонах, ПЮ-мезонах... Не мешайте мне, я читаю ДЮДЮктив!" (Сундуков. Фильм "Три плюс два") А я люблю легкое чтиво: женску...
Релакс
Релакс Завораживает.Смотрела,как кобра на дудочку))
Гонобобель с горлодером
Гонобобель с горлодером Одно и то же слово в разных уголках страны может иметь разное значение. Посмотрим, насколько мы сильны в переводе с "российского регионального на русский"? 1. "Моряной" в Нижне...
Комментарии (3)
Айя #
20 февраля 2016 в 15:02 Рейтинг: 0
Не буду оригинальна, заявив, что обожаю эту песню. А вот о истории ее создания как-то не слышала. Спасибо, Ольга. Интересно было прочитать. И песню уж в который раз прослушала, и другие вместе с ней.
Чайка #
20 февраля 2016 в 17:03 Рейтинг: 0
Да, эта песня в некотором роде визитная карточка "Аквариума". В то время я мало интересовалась музыкой, но слова из "Города..." запали в душу: "Кто любит, тот любим, кто светел, тот и свят..." Разве с этим поспоришь? Мне кажется, каждому хочется найти дорогу в этот город...
Зимняя #
21 февраля 2016 в 13:41 Рейтинг: 0
Надо же, так и думала, что это БГ. И всегда, когда его слушала, что-то царапало, не пойму, почему. Скорее всего, не могла понять, откуда и почему это все. Сейчас все стало на свои места-и музыка, и слова, и самое главное, смысл. И соответствие музыки смыслу. Очень жалко, что В.Вавилову пришлось скрыть авторство таких шедевров. Спасибо.

Сегодня ДР

Сколько нас?
  • 5062 пользователя
Кто онлайн?
Кто мы?
Сегодня день рождения: