Фоника

ДраКошка
Опубликовано: 4546 дней назад ( 8 декабря 2011)
Редактировалось: 1 раз — 29 октября 2017
Просмотров: 1090
Настроение: Немного в шоке после последних "Живых эфиров"
Играет: Наверху бумкает, рррр...
+1
Голосов: 1
ФОНИКА
Звуки речи разделяются на согласные и гласные.
..........................................................................
Гласных шесть: «и», «э», «о», «ы», «а», «у»; отчетливо они слышатся лишь тогда, когда на них падает ударение – особое напряжение голоса, отмечающее в каждом слове один из слогов; стоя на неударном слоге, эти звуки звучат иначе; сравним три «о» с слове «годовой»: последнее «о» - вполне отчетливо; предпоследнее звучит почти так, как «а»; первое – как очень глухое, почти проглоченное «ы»; сильнее всего меняются звуки «а», «и», «о», а также смягченное «э» («е»); звуки «у» и «ы» - устойчивее. Остальные звуки – согласные. Различаются звонкие: «б», «в», «г», «д», «ж», «з» и глухие: «к», «п», «с», «т», «ф», «х», «ц», «ч», «ш»; кроме этого сонорные «л», «м», «н», «р». Звук «щ» - составной, в него входят «шч». Каждому звонкому звуку соответствует глухой: «б», «п», «в», «ф», «г», «к», «д», «е», «ж», «ш», «з», «с»; глухому «х» соответствует гортанный «г» - в слове «бог» и некоторых других; глухому «ч» - звук, не имеющий особой буквы для своего начертания, слышащийся в слове «вожжи» (как бы вожджи); глухому «ц» - также звук, не имеющий буквы, близкий по звучанию к звуку «дз». Все согласные делятся на твердые и мягкие: «б» и «бь», - «лоб», «глубь», «в» и «вь» - «углов», «кровь» и так далее. Мягкие звуки обозначаются теми е буквами, что твердые, но гласные после мягких согласных меняются: «а» на «я», «о» на «ё», «у» на «ю», «э» на «е». Так, слово «няня» состоит из мягкого «н» и «я» - «ньянья». Кроме этих звуков, имеется звук «й», стоя перед гласным, он его смягчает; в этих случаях пишется та же буква, которая стояла бы после мягкого согласного: «йа» - «я», «йо» - «ё» «йу» - «ю», «йэ» - «е». Звуки «ж», «ц» и «ш» - всегда твердые. (Слово, например, «шью» в действительности состоит из звуков «шйу»). Звуки «ч» и составной «щ» - всегда мягкие. Кроме того, звуки различаются по тем органам произношения, которые преимущественно создают данный звук. Есть согласные губные: «б», «в», «п», «ф»; носовые: «м», «н»; язычные: «л», «р»; зубные: «д», «т», «з», «с», «ч», «ш», «щ»; гортанные: «г», «к», «х». Кроме того, звуки «з», «с» и «ц» называются свистящими, а «ж», «ч», «ш», и «щ» - шипящими. На ряду с этим различаются звуки взрывные – произносимые мгновенно, как «б», «п», «д», «т», «г» и «к» и скользящие или фрикативные – те, которые можно «тянуть», как «в», «з», «ж», «м», «н», «с», «ф». Прочие согласные занимают промежуточное положение.
Звуковой состав речи прежде всего стремится к благозвучию и легкости произношения. Для этого избегают скопления в смежных словах взрывных звуков, шипящих и свистящих. Такое звукосочетание, как «вождь с жадностью» очень трудно произнести, и звучит оно неприятно. Но так же неприятно звучит скопление гласных в смежных словах, например: «Исайя и Иисус». Стечение одинаковых или подобных согласных называется стыком, стечение гласных – зиянием. Идеальным было бы строение, при котором одно слово кончалось бы согласным, а следующее начиналось бы гласным звуком, или наоборот; но так как в живом языке слишком трудно выдержать такое строение, то широко допускается стык фрикативных с фрикативными или со взрывными. Иногда невозможно уберечься от стыка взрывных, но при малейшей возможности его следует избегать, переставляя слова или вставляя, например, вместо: «рухнет дом», следует сказать: «дом рухнет», вместо «от дома» сказать: «от моего дома», - или дать какую-нибудь другую вставку.
Затем задачей писателя является упорядоченное распределение звуков в предложении. Это распределение может касаться гласных звуков и согласных. Повторение одинаковых гласных называется ассонансом, одинаковых согласных – аллитерацией. Так как гласные отчетливо звучат в ударяемых словах, то главным образом, под ассонансом разумеется совпадение ударного гласного. Ассонансы вводятся или путем скопления, или путем симметричного распределения. Пример первого:
Её с конца я заострю,
Летучей рифмой оперю,
Взложу на тетиву тугую,
Послушный лук согну в дугу,
А там пущу наудалую,
И горе моему врагу.

Так как звук «у» очень устойчив, то здесь можно считать ассонирующими и те «у», которые стоят и на неударных слогах. Пример симметричного распределения: «ЛюбвИ послЕдней, зарИ вечЕрней»; или «огрОмный зАмок встал передо мной». В бытовой прозе ассонансы, как прием, применяются редко. – вернее, проходят незамеченными, но в прозе напевной и особенно в стихах имеют широкое применение. Аллитерация по количеству повторяемых звуков бывает однозвучная, двухзвучная, трехзвучная и так далее. Пример двухзвучной: «ГоРсточка обГоРелых звезд над оГрабленным лугом». Пример трехзвучной: «Бросал в НеВеДомые воды свой ветхий НеВоД». Здесь же дано к ней дополнение в словах «воды» и «ветхий». В последнем слове звонкий «д» заменен соответствующим глухим. По распределению звуков аллитерация бывает прямая, обратная, смешанная. Выше данные примеры несут прямую аллитерацию: звуки повторяются в том же порядке. Пример обратной: «гром ударил в морг». Пример смешанной: «Грань нагроможденных льдов», - где звуки «гр» повторяются в том же порядке, а звук «н» в первом слов следует за ними, а во втором предшествует. Речь, насыщенная аллитерациями, звучит особенно благозвучно. Это благозвучие возрастает, если аллитерации, сами по себе, расположены упорядоченно. В стихах такое расположение легко уловить; аллитерации ставятся то в начале двух смежных строк, то в конце их, то в начале одной и конце другой, то в конце одной и начале другой. В прозе же упорядоченность размещения аллитераций мало заметна и становится отчетливой, главным образом, тогда, когда аллитерации следуют за анафорическими частями или размещаются на соответствующих местах при параллелизме, - и так далее, во всех тех случаях, когда строй речи сам по себе размерен и расчленен. Помимо целей благозвучия, аллитерации вводятся еще в целях звукоподражания многие слова в языке сами по себе звукоподражательны: «гром», «треск», «мычать», «мяукать». Подбором соответственных звуков звукоподражание распространяется на ряд слов, иногда на ряд предложений. Например: «дрогнул дол, удар раздался», - здесь дано звукоподражание взрыву. «Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши», - здесь звукоподражание шелесту камыша. «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой». – здесь шипящие звуки дают звукоподражание пенящемуся шампанскому, а звуки «п», «бкл», «пл», «гл» - звукоподражание откупориванию бутылок. Иногда звукоподражание стремится воспроизвести говор чужого языка, например: «О сон на море, диво сон», - здесь воспроизводится итальянская речь иногда звукоподражание передает речь неудобную в печати, например, крепкую ругань. Изредка звукоподражание применяют, чтобы освоить в русской речи резкий варваризм: дается русское слово, звучащее подобно иностранному, и тогда последнее, введенное дальше, не звучит чуждо, например: «Ты знаешь рабов угрюмых спины, что исступлены и легки ротационные машины…» Кроме указанного, накопление аллитераций  выполняет весьма важную задачу смысловой выразительности при помощи звука. Весьма часто мы чувствуем, что сам звук данного слова как-то соответствует его смыслу; представление предмета или явления сливается со звуком данного слова; мы носим в сознании звукообраз. Например, слово «бык», состоящее из двух взрывных согласных и напряженного гласного. – самим звуком как бы передает бычью тяжеловесность, неповоротливость, упорство; слово «шпион», в котором фрикативный «ш» упирается в взрывной «п», а «п» вливается в два смежных гласных «ио», - самим звуком как бы изображает юркое и заглушенное проскальзывание, дает звукообраз шпионской работы. Конечно, было бы ошибочно думать, что данное звукосочетание всегда выражает нечто определенное; одни и те же звуки, связанные со словами разных значений, дают различный звукообраз. В стихе: «Парки бабье лепетанье» обилие губных дает звукообраз старушечьего говора, ибо слово «Парка» само связано с представлением о старухе. В словах же «Перлы пурпуром покрылись», - то же обилие губных связывается в звукообраз с представлением ярко-багряного цвета – пурпура. И в целях смысловой выразительности аллитерации подбираются так, чтобы звукосочетание важнейшего слова полностью или частично повторялось в предыдущих или последующих словах. Например: «Клянусь, о, матерь наслаждений, тебе неслыханно служу, на ложе страстных искушений…» Здесь звуки важного по смыслу слова «наслаждение» повторяются дважды в следующих словах и частично в предыдущих. Такое основное ядро аллитераций называется тоталитетом, а повторение его звуков – разложением тоталитета.  Нередко звуковая игра строится на различии звучания одинаковых или подобных звуков в зависимости от того, находятся ли данные звуки в ударном или безударном слоге. Например: «золотокарие гари зари» (А.Белый); здесь звукосочетание «ари» в первых двух словах имеет ударение на «а», а в последнем на «и»; или: «атласным атласом шурша». Порою аллитерация строится путем насыщения одной части стиха или фразы звуками одной фонической природы, скажем, - звонкими, а другой части – звуками противоположными, – глухими; или – взрывными и фрикативными, твердыми и мягкими; при такой системе – сочетание и распределение звуков данной природы и противоположной бывает самым различным. Полезно разбирать стихотворные тексты (ибо такая аллитерация чаще всего встречается в стихах) и, выделив преобладающие группы звуков, подмечать их распределение по стопам и слогам строк. Вся совокупность звуковой игры, - ассонансы и аллитерации всех видов, - называется словесной инструментовкой.

Читайте также:

"От автора",  Глава 1 "Материал художественного произведения",  "Слово в жизни человека", "Литература",  "Литература прикладная и художественная".
"От автора", Глава 1 "Материал художественного произведения", "Слово в жизни человека", "Литература", "Литература прикладная и художественная". Проф. Г.А. Шенгели ШКОЛА ПИСАТЕЛЯ ............................................................. О с н о в ы литературной т е х н и к и издание второе Издательство Всероссийского союза...
Метафора
Метафора МЕТАФОРА .............................................................. Метафора есть сближение слов или замена одного слова другим на основании сходства изображаемых этим словом предметов и явле...
Метонимия.
Метонимия. МЕТОНИМИЯ ........................................................... Метонимия есть сближение слов или замена одного другим на основании действительной связи между предметами или явлениями, кото...
Глава 2, Построение художественного произведения. Тема. Фабула
Глава 2, Построение художественного произведения. Тема. Фабула Глава вторая. Построение художественного произведения. Тема ................................................................................... Каждое художественное произведение. – будь то рома...
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Сегодня ДР

Сколько нас?
  • 5062 пользователя
Кто онлайн?
Кто мы?