О безусловном принятии

Чайка
Опубликовано: 3335 дней назад ( 5 августа 2015)
Просмотров: 1492
+3
Голосов: 3
БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНЯТИЕ

Еще будучи студенткой Стэнфордского факультета я вошла в малочисленную группу докторов и психологов, участвующих в мастер-классе Карла Роджерса, — пионера гуманистической психотерапии. Я была молодой и жутко гордилась своей осведомленностью в вопросах медицины, тем, что со мной консультировались и к моему мнению прислушивались мои коллеги. Подход Роджерса к терапии, который называется безусловное принятие, — показался мне тогда достойным одного лишь презрения — это выглядело как снижением стандартов. А, вместе с тем, ходили слухи, что результаты его терапевтических сессий были почти чудесными.

У Роджерса была глубоко развита интуиция. Рассказывая нам о своей работе с клиентами, он делал паузы, чтобы точно сформулировать свою мысль, которую хотел до нас донести. И это было абсолютно естественно и органично. Этот стиль общения кардинально отличался от авторитарного, к которому я привыкла, будучи студентом медицины и работая в госпитале. Возможно ли, чтобы человек, кажущийся настолько неуверенным, вообще что-то по-настоящему умел и был в чем-то специалистом? У меня были очень большие сомнения на этот счет. Насколько я смогла на тот момент уяснить, суть метода безусловного принятия сводилась к тому, что Роджерс сидел и просто принимал все, что бы ни говорил клиент – без вынесения суждений, без интерпретаций. Мне было непонятно, как такое в принципе может иметь хоть малейшую пользу.

В конце занятия Роджерс предложил продемонстрировать, как работает его подход. Один из докторов вызвался выступить в роли клиента. Стулья были поставлены таким образом, чтобы они оба сидели друг напротив друга. Перед тем, как начать сессию, Роджерс остановился и обвел задумчивым взглядом нас, собравшихся в аудитории докторов и меня в их числе. В этот короткий безмолвный момент я заерзала в нетерпении. Затем Роджерс начал говорить : «Перед началом каждой сессии я останавливаюсь на короткое мгновение, чтобы вспомнить, что я тоже – человек. Нет ничего, что может произойти с человеком, чего я, будучи тоже человеком, не смогу с ним разделить; нет такого страха, который я не смогу понять; нет страдания, к которому я могу остаться бесчувственным – это заложено в моей человеческой природе. Как бы ни была глубока травма этого человека – этого передо мной не надо стыдиться. Я тоже беззащитен перед лицом травмы. И поэтому меня достаточно. Что бы ни пережил этот человек – ему не обязательно оставаться с этим наедине. И с этого начинается исцеление». [Речел Наоми Ремен проводит разделение понятий «лечить» и «исцелять»]

Последовавшая за этим сессия была ошеломительно глубокой. За всю сессию Роджерс не промолвил ни единого слова. Роджерс транслировал свое полное принятие клиента таким, как он был, только через качество своего внимания. Клиент (доктор) начал говорить и очень быстро сессия переросла в презентацию метода, как есть. В оберегающей атмосфере полного принятия Роджерса, доктор начал одну за другой сбрасывать свои маски. Сначала нерешительно, а потом все легче и легче. Когда отбрасывалась маска, Роджерс принимал и приветствовал того, кто под ней скрывался – безусловно, без интерпретаций, — пока наконец не спала последняя маска и перед нами не предстал этот доктор таков, как он был – во все красоте своей истинной и незащищенной природы. Я сомневаюсь, что он сам когда-либо сталкивался с собой таким, что он таким себя когда-либо прежде видел. К тому моменту со многих из нас тоже соскользнули все маски и у некоторых глаза были полны слез. В тот момент я завидовала этому доктору-клиенту; как мне было досадно, что я не вызвалась на эту сессию, что я упустила шанс – шанс так, настолько тотально быть увиденной и принятой другим. За вычетом нескольких эпизодов общения с моим дедушкой, в моем опыте это была первая встреча с подобным принятием за всю жизнь.

Я всегда усердно работала, чтобы быть достаточно хорошей – это было моим «золотым стандартом», по которому я определяла, какие книги читать, какую одежду носить, как проводить свободное время, где жить, что говорить. Хотя, даже «достаточно хорошо» для меня не было достаточным. Я всю жизнь провела в попытках стать идеальной. Но если слова Роджерса были правдой, то совершенство — это пустышка. Все, что по-настоящему требовалось – это просто быть человеком. А я ведь – человек. И я всю жизнь боялась, что это кто-нибудь обнаружит.

По сути, то, что акцентировал Роджерс – мудрость, самый базовый уровень исцеляющих отношений. Насколько бы блестящими специалистами мы ни были, самый большой дар, который мы можем преподнести страдающему – это наша целостность.
Слушание – это, пожалуй, самый древний и самый мощный инструмент исцеления. Зачастую именно качество нашего внимания, а не наши мудрые слова способствуют самым глубоким изменениям в окружающих нас людях. Слушая, вместе с нашим безраздельным вниманием, мы открываем другому возможность обрести целостность. То, что отвергалось, обесценивалось, было непринимаемо самим человеком и его окружением. То, что было спрятано.

В нашей культуре душа и сердце часто становятся «бездомными». Слушание создает священное молчание. Когда мы щедро слушаем другого, он тоже может услышать ту правду, которая в нем есть. Иногда человек это слышит впервые за свою жизнь. Во время молчаливого слушания мы можем найти /узнать в другом себя. Постепенно мы можем научиться слышать любого и даже немного больше – мы можем научиться слышать невидимое, обращенное на себя и на нас».

Речел Наоми Ремен «Kitchen Table Wisdom: Stories That Heal»

Читайте также:

Рыбка в Сети
Рыбка в Сети А у меня сегодня небольшой, но праздник. И я даже уже получила поздравление... Два года как я с вами - нравится это кому-то или нет. Я многое понимаю и знаю, что жизнь, к большому сожалению, не так...
Прощай,лето?
Прощай,лето? 2 августа-Илья-пророк.В народе говорят-купаться нельзя-олень в воду написал)).Ночи холодные-вот вода и не успевает нагреться за день.Посмотрела прогноз на август-только 8 дней без дождей за весь ме...
Понаехали...
Понаехали... Москва! Как много в этом слове... Так уж случилось, что Москва - моя малая родина. И отношения у меня с ней такие же, как с близким родственником: люблю, раздражаюсь и негодую... Подозревать меня ...
Кушать подано
Кушать подано Быть абсолютно грамотным человеком невозможно. Одно дело – писать без орфографических ошибок, и другое – ни разу в жизни не ошибиться в ударении, всегда использовать синонимы к месту, выбирать т...
Комментарии (19)
Светлана Васильевна #
5 августа 2015 в 21:24 Рейтинг: +1
Умение молча слушать другого с "безраздельным вниманием" и принимать, поддерживать любое его состояние - большая редкость. В моей жизни присутствовали три человека с таким талантом. Про себя такого сказать не могу. Но есть желание попробовать.
Чайка #
5 августа 2015 в 21:35 Рейтинг: +1
Светлана Васильевна, мне кажется, три человека - это НЕМАЛО!
И это, конечно, здорово! Порой именно это состояние - безусловное принятие/слушание - и в обычной жизни, ситуации общения оказывает выраженный психотерапевтический эффект.
Лечить душу можно ведь не только словом, но и молчанием.
Какое счастье, когда рядом есть такие люди... или хотя бы один человек ... или хотя бы животное, с любящими преданными глазами ...
Айя #
6 августа 2015 в 09:50 Рейтинг: +2
Согласна, быть самим собой и уметь слушать и понимать другого человека, и помочь ему таким образом в его душевных каких-то терзаниях - это одни из замечательных качеств человеческой натуры.
Но умение слушать, например, лекцию в институте, это несколько иное. Тут другие задачи - хочешь ты или нет, получить соответствующие знания, или тебе достаточно абы как получить диплом. еще многое здесь зависит от самого лектора - от его умения заинтересовать и "удержать" аудиторию, манеры подачи материала.
Могу привести пример из личной школьной жизни. В десятом классе у нас появилась новая преподавательница органической химии. Я, со своими гуманитарными мозгами терпеть не могла химию, но эта женщина так талантливо преподавала, что многие из класса, в том числе и я, увлеклись этим предметом настолько, что собрались поступать в химико-технологический институт. Я даже подала туда документы, но получив тройку на первом экзамене - математике, забрала их, поняв, что это совершенно не мое. Вот что значит талант преподавателя.
И еще. Я всегда считаю большим достоинством человека умение ясно, кратко, четко и логично излагать свои мысли.
Автор же этой статьи Рейчел Наоми Ремен пишет так, что приходится продираться сквозь дебри ее словопереплетений, что не есть хорошо. Может это переводчик виноват? А может я бестолковая,
но это мое мнение. Не претендую на безусловную правоту.
Чайка #
6 августа 2015 в 12:10 Рейтинг: +1
Но умение слушать, например, лекцию в институте, это несколько иное.
Конечно, несколько иное, т.к. человек включается по-другому: не интеллектуально (условно говоря, "левополушарно"), а душевно, соединяясь на более высоком энергетическом уровне, на котором и возможны глубокие изменения.
Альбина, я понимаю, что от умения человека " ясно, кратко, четко и логично излагать свои мысли" во многом ЗАВИСИТ и наша способность уяснять предложенную информацию. Но... очень часто восприятие сказанного затемняется, ретушируется, блокируется ИЗНУТРИ.
Ведь согласитесь, если Вам известно на собственном ОПЫТЕ, что такое БЕЗУСЛОВНОЕ принятие, для Вас уже не будут так важны те УСЛОВИЯ, в которых проходит общение. И информация будет восприниматься на ВСЕХ уровнях (вербальный/словесный канал лишь ОДИН из...).
"Я ПРИНИМАЮ все таким, каким оно ЕСТЬ: со словами и без, с достоинствами и недостатками... Я ПРИНИМАЮ, а значит, позволяю ФАКТУ своего изначального ЕДИНСТВА с другими людьми РЕАЛИЗОВАТЬСЯ! Я не ставлю условий этому единству"...
Я привожу примерные слова/ощущения, которые при этом могут звучать...
А если приплюсовать к практике еще и теорию, то надо сказать о СИСТЕМНОМ подходе к человеку и Человечеству в целом. Человек - это СИСТЕМА, состоящая из систем различных органов, которые в свою очередь состоят из системы определенных клеток... Человек как целостная система включен как часть в систему более высокого порядка, в которой части объединены одной целью и задачей. И т.д.
У древних это звучало как "микрокосм" и "макрокосм". От умения соединять этих два состояния: целостной системы и Части - и появляется гармония...
И в данном примере ясно говорится об умении стирать/преодолевать/превосходить ГРАНИЦЫ, которые есть между людьми.
"Роджерс начал говорить : «Перед началом каждой сессии я останавливаюсь на короткое мгновение, чтобы вспомнить, что я тоже – человек. Нет ничего, что может произойти с человеком, чего я, будучи тоже человеком, не смогу с ним разделить; нет такого страха, который я не смогу понять; нет страдания, к которому я могу остаться бесчувственным – это заложено в моей человеческой природе. Как бы ни была глубока травма этого человека – этого передо мной не надо стыдиться. Я тоже беззащитен перед лицом травмы. И поэтому меня достаточно. Что бы ни пережил этот человек – ему не обязательно оставаться с этим наедине. И с этого начинается исцеление».
Альбина, что здесь может быть не ясно?
Маугли говорил в волчьей стае: "Мы с вами одной крови!"
А почему же так сложно порой нам это - системное Единство - не только понимать, но и реализовывать? Этот вопрос я задаю в первую очередь себе, потому что - увы - до гармоничной реализации мне еще далековато...
Так что, меня простите, пожалуйста,...
Айя #
6 августа 2015 в 14:20 Рейтинг: +1
Елена! Почему Вы просите прощения? У меня нет к Вам никаких претензий. Просто я не люблю рассуждать о системных подходах и единствах, о стираниях границ и гармоничной реализации. Пусть психологи рассуждают об этом между собой, объединенные одной целью и задачей. Мне ни к чему лезть в эти дебри. В повседневной жизни многие люди слушают и понимают друг друга, творят добро и радуются жизни, не подозревая ни о каких системных подходах. И у нас на сайте много таких. У моей свекрови было три класса образования, но она была очень житейски мудрым человеком, не подозревая о макро и микрокосмах.
Непонятно, почему Роджерс перед началом каждой сессии вспоминает, что он тоже человек и читает приведенное Вами заклинание. А в остальное время он что же, забывает, что он тоже человек? А реализовывать системное единство можно и не зная, что это системное единство.
Конечно, ничего архисложного, что невозможно было бы понять, в этом тексте нет.
Просто все эти выспренние речи как-то не ложатся на душу.
Елена, только не принимайте этого на свой счет. Я просто высказываюсь по тексту приведенной статьи.
Маруся #
6 августа 2015 в 10:16 Рейтинг: +2
Нам часто не хватает человека, который просто выслушал бы, ничего не говоря, не осуждая. Может быть, и сюда мы приходим часто за этим. Но некоторой поддержки от этого выслушивания мы все-таки ждем. В статье Роджерс слушает пациента доброжелательно, он выражал это внешне.
Роджерс транслировал свое полное принятие клиента таким, как он был, только через качество своего внимания.... В оберегающей атмосфере полного принятия Роджерса,
Т.е. внешне Роджер проявлял свое участие к пациенту, и под воздействием этого человек раскрылся. А если бы молчание было не то, чтобы агрессивным, а просто равнодушным, снисходительным, я думаю, что пациент не стал бы долго говорить о своих проблемах.
Агата #
6 августа 2015 в 23:27 Рейтинг: +1
"Я ПРИНИМАЮ, а значит, позволяю ФАКТУ своего изначального ЕДИНСТВА с другими людьми РЕАЛИЗОВАТЬСЯ! Я не ставлю условий этому единству"..."(с)

Ммм... Не ставить условий единству не так сложно , если перед психотерапевтом клиент со страхом, страданием или травмой. А вот если перед психотерапевтом окажется в качестве клиента Чикатило, то безусловное принятие может не состояться. Оно скорее всего не состоится, хотя изначальное единство всех людей никуда не денется, оно есть, и это факт. Но в ситуации с клиентом-Чикатило невыставление условий для этого единства кажется верхом цинизма. Но увы, если мы хотим реализовать единство, то должны безусловно и безоценочно принять любого человека-"монстра". Именно не забыть взять в кавычки слово "монстр". Ибо единство и безусловное принятие, и стирание границ между людьми. Будет ли психотерапевт чувствовать гармонию в такой ситуации? Сомневаюсь я...
Маруся #
7 августа 2015 в 15:33 Рейтинг: +1
Агата, это интересный взгляд на ситуацию с принятием пациента-монстра. На первый взгляд монстр не может страдать, как обычный человек. Но ведь убийц в суде тоже защищает адвокат, как и потерпевших. Наверное, и матерый убийца может страдать и ему есть, что рассказать психологу... И совершает свои деяния, возможно, из-за страданий, полученных когда-то раньше. Ведь психолог не злодеяния этого человека исследует, а душу.
Что там в душе у этого монстра? Мать его говорит, что он добрый человек whaa2 .
ЗЫ. Только не зачисляйте меня в защитники Чикатило...Брр shock
Агата #
7 августа 2015 в 00:10 Рейтинг: +1
Что-то подумала, что "чикатилам" надо не к психотерапевту, а к психиатру. А психиатр - это, наверное, другое дело, он системным подходом к человеку и единством человечества заморачиваться не будет. А будет, наоборот, ставить рамки между собой и клиентом, для самосохранения.
Светлана Васильевна #
7 августа 2015 в 05:29 Рейтинг: +2
Агата, зачем скатываться в паталогию? Не думаю, что сайтяне часто общаются с маньяками и убийцами. По-моему,в своих сообщениях Елена ведет речь о нормальных человеческих отношениях между нормальными людьми. Общение - это поиск общего, а не поиск разногласий, противоречий, нестыковок, которые всегда будут. Но когда находятся общие точки соприкосновения (а чтобы найти их, необходимы желания и усилия - тот же приведенный настрой Роджерса), тогда возможно и разрешение противоречий. Но проще и легче отвергать новые для себя представления. Хотя часто бывает, что наиболее сегодня яростно отвергаемое завтра оказывается ценным и значимым.
Айя #
7 августа 2015 в 14:08 Рейтинг: +1
Всеобщая гармония между людьми - утопия, полная утопия!
Айя #
7 августа 2015 в 12:26 Рейтинг: +1
А кто тут что отвергает, уважаемая Светлана Васильевна? Это все прописные истины, только изложенные языком психологов. Потому народ и не стремится комментировать этот пост. Не хотелось бы, чтобы по этой причине всех сайтян считали интеллектуально отсталыми, хотя догадываюсь, что такие мысли кому-то приходят в голову.
Людмилочка #
7 августа 2015 в 14:56 Рейтинг: +1
Я согласна с Альбиной. Всеобщей гармонии быть не может в принципе, слишком они разные - не только по менталитету, но и по ряду других параметров.
Далее - цитирую:
"Но когда находятся общие точки соприкосновения (а чтобы найти их, необходимы желания и усилия -)... А зачем их искать, Светлана Васильевна?? Всегда можно найти людей, поступки, мысли и желания созвучны нашим. Вот и надо с ними общаться, не прилагая усилий. Переделать человека все равно нельзя, а если человек испытывает некую потребность в изменении его внутреннего мира или еще каких - то параметров - он обратится к специалисту.
Я же буду общаться с приятными мне людьми - легко и свободно, не совершая над собой насилия.
Рита #
7 августа 2015 в 15:54 Рейтинг: +1
Знаете, вот такое неравнодушное слушание всех желающих излить тебе свою душу и поделиться своей болью приводит иногда к душевной болезни самого слушателя, потому что наступает когда-то предел выносливости своих души, сердца и мозгов. Всю жизнь я была такой " жилеткой" для всех плакальщиков, до нынешнего марта. А сейчас с трудом восстанавливаю прежнее здоровье и уж точно не хочу впредь кого-то выслушивать.
33333 #
7 августа 2015 в 17:27 Рейтинг: 0
Рита, вы весь негатив принимали на себя, А те кто плакался, зачастую,после плача намного лучше себя чувствовали , в отличии от Вас. Это результат того, с чем вы сейчас так усердно боретесь. А вот то,что
не хочу впредь кого-то выслушивать
вы делаете совершенно правильно, я тоже ничего подобного в голову не беру с некоторых пор, жизнь заставила так поступать, а она у нас ОДНА!
Айя #
7 августа 2015 в 18:09 Рейтинг: 0
Это вам попались энергетические вампиры. От них бежать надо, всю энергию высосут.
33333 #
8 августа 2015 в 09:05 Рейтинг: 0
Альбина, это точно, у нас в школе была женщина завхоз, аферистка первостатейная( кое как директор избавился от нее) так вот придет к нам в бухгалтерию с фигами в кармане, доведет тебя до "белого колена" и как ни в чем не бывало удалиться, не вынимая рук из карманов.
Айя #
7 августа 2015 в 16:28 Рейтинг: +1
Людмилочка, Рита! Вот как хорошо вы меня поняли. Роджерс психолог, вот пусть и ищет с абсолютно различными пациентами точки соприкосновения, а мы будем общаться с теми, с кем нам приятно и комфортно. Мы не психологи, и нам не нужно прилагать усилия и безусловно и безоценочно принимать любого человека. А насилие над собой, зачем нам оно? Есть у каждого из нас, или почти у каждого, кому поплакаться в жилетку или выслушать в свою очередь чей-то "плач".
В общем, "все хорошо, прекрасные маркизы!"
Рита! Желаю скорейшего восстановления в прежней форме!
Рита #
7 августа 2015 в 16:38 Рейтинг: +1
Спасибо, стараюсь, хотя иногда трясёт как при Паркинсоне. grabli uhaha

Сегодня ДР

Сколько нас?
  • 5276 пользователей
Кто онлайн?
Кто мы?