7 сентября 1947 года, в день 800-летия Москвы, ровно в 13 часов пополудни, в разных концах советской столицы были символически заложены восемь высотных зданий, позднее получивших название "сталинские высотки". И хотя этому акту предшествовало январское постановление Совмина СССР, прямо связывавшее возведение домов с предложением товарища Сталина, строительство началось только через два года.
За шесть десятилетий, минувших с тех пор, как Москва обзавелась столь яркими архитектурными доминантами, высотки обросли легендами, им приписывают некое сакральное значение, в них видят даже масонские символы. Специалисты же до сих пор спорят, что легло в основу проектов и кто на самом деле был их главным архитектурным руководителем.
Первое, возможно, главное и уж точно знаковое отличие построенных зданий от опубликованных проектов — наличие шпилей. На чертежах здание МИДа на Смоленской площади увенчивалось плоской крышей. На вершине здания МГУ предполагалась 40-метровая статуя Михаила Ломоносова, а на высотке, что на площади Восстания, цилиндрический восьмигранник, да и сама она предназначалась не для проживания людей, а для чиновников неких ведомств. Никакой площадки с фонтанами перед храмом науки на Ленинских горах не было и в помине. А Ломоносов появился уже после того, как вместо ранее запланированной гостиницы там решили возвести новое здание для университета.
В постановлении Совмина СССР записано о строительстве "одного 32-этажного дома, двух 26-этажных и пяти 16-этажных домов". Тридцать два этажа, понятно, должна была иметь высотка на Ленгорах. Одну из 26-этажных предполагалось расположить в Зарядье, другую — с гостиницей и жилым сектором — в районе стадиона "Динамо". Изначально, по проекту, 16-этажные выросли там, где намечено, только вот их этажность сильно отличается от объявленной. Самое высокое, 240-метровое здание МГУ трансформировалось в 36-ярусное. Так и не построенные дома в Зарядье и близ "Динамо" ушли в небытие 32-этажными. И в результате ни одна из столичных высоток не ниже 24 ярусов.
Впрочем, игра с этажами и назначением зданий дело, что называется, житейское. А вот история со шпилями действительно полна загадок. Потому что, по общему мнению самих архитекторов, многие из которых оставили воспоминания, заказать их мог только один человек — Сталин. Михаил Посохин, молодой специалист в пору работы над высотками, один из авторов проекта здания МИДа, позднее главный архитектор Москвы, писал: "Особенно четко его вкусы проявились при проектировании высотных домов в Москве, увенчанных по его желанию остроконечными завершениями".
По одной версии, вождь скорректировал проекты после того, как увидел почти достроенный дом МИДа, едучи ночью по Арбату на Ближнюю дачу. Якобы уловил в ступенчатом силуэте некоторую незавершенность. Башенку со шпилем, конечно, соорудили, но в отличие от других высоток она единственная не увенчана звездой. Утверждают, что наскоро установленное навершие из легкого металла не выдержало бы ни огромного веса украшения, ни ветровой нагрузки.
А в самом ли деле "лучший друг архитекторов" руководствовался только лишь инстинктивным чувством незавершенности? Пытаясь ответить на этот вроде бы простой вопрос, мы неизбежно должны разобраться, а что это собственно такое, "сталинский стиль" в архитектуре?
Как только советскому человеку позволили рассматривать окружающий мир не только через призму материализма, он немедленно вгляделся как в сталинские высотки, так и в места, где их возвели.
Говорят, что будущий диктатор учился не только в духовной семинарии, но и в Александровском колледже иезуитов. А его однокашником и близким другом там был будущий оккультист и создатель тайных обществ Георгий Гурджиев. Уже взрослыми, они неоднократно встречались.
Ну и что из этого? А то, утверждают сторонники эзотерических версий возведения высоток, что Сталин был знатоком оккультизма и некоторые символы учения воплотил в камне. В общем, чтобы сохранить и преумножить свое могущество, хозяин страны ориентировался при закладке небоскребов на некие энергетические линии, концентрирующиеся вокруг Кремля и уходящие, как паутина, в глубь России.
Было якобы и еще одно обстоятельство, важное при выборе места для высоток: там обязательно должно было в прошлом пролиться много крови. Котельники в древности были местом массовых казней. С Воробьевых гор в ноябре 1917 трое суток обстреливали Кремль, а на площади трех вокзалов, где высится гостиница "Лениградская", в 1905-м шли жестокие бои с казаками, как и на Пресне с ее площадью Восстания.
Вместе с гигантской доминантой города, Дворцом Советов, сталинские высотки, построенные как раз в местах наиболее мощной концентрации сакральной энергии, уверены эзотерики, создают магическое пространство огромной силы. Если еще учесть, что 100-метровая фигура Ленина должна была еще и вращаться вокруг своей вертикальной оси, то вот он, так называемый торсионный генератор, чья мощь способна даже оживлять мертвых. Именно это чудесное свойство связки Дворец—высотки и намеревался использовать Сталин, чтобы продлить свою жизнь или возродиться из мертвых, если проект осуществится после его смерти.
Свое, родное увидели в сталинских высотках сторонники теории масонских заговоров. Мол, если взглянуть на Москву с высоты, в геометрии проспектов, улиц, площадей видны циркули, наугольники, звезды, столь чтимые масонами.
А знаете, почему закладка небоскребов произошла в один день и час? Подходящее время вычислили астрологи. И вообще у каждого из зданий своя планета-покровитель. У дома на Котельниках — Венера. У дома на площади Восстания — Марс, и там вовсе не случайно так много военных летчиков-испытателей и деятелей авиапрома. За высотку МИДа отвечает Юпитер, за МГУ — Меркурий, ну и так далее.
Столь масштабное строительство, на глазах изменившее облик Москвы, не могло не породить домыслов и легенд. Вот едва ли не первая, хронологически связанная с тем обширным контингентом строителей, что пришли сюда отнюдь не по собственной воле, с заключенными. Рабочий день окончен, все строем вышли с территории стройки, кроме пятерых. Обыскали все не маленькое здание МГУ — никого. Когда охрана и вольное руководство мысленно распрощались со свободой, вспомнили, что сегодня работы велись и в самой звезде на шпиле. Метнулись туда — зэки на месте. Оказалось, ближе к концу смены мужички расслабились, решили перекинуться в картишки, а сигнала на построение из-за удаления и высоты не услышали.
Заключенным же приписывают и оригинальную попытку побега. На неких самодельных крыльях отчаянные ребята сиганули с высоты университетской высотки, но были встречены на земле бдительной охраной.
Еще одна легенда инженерно-строительного плана. Грунт под зданием МГУ был настолько рыхлым и текучим, что для возведения небоскреба понадобилось насквозь заморозить землю в районе фундамента. Гигантская морозилка под домом действует до сих пор, и если бы не она, сооружение давно бы сползло в Москву-реку.
Читать полностью:
http://news.day.az/unusual/428376.html